cleofide: ("Ифигения в Тавриде" Ансельм Фейербах)
[personal profile] cleofide
Даже ФИСИИ на вчерашнем экзамене не слишком порадовало, а уж про струнников молчу...
Музыканты, которые не знают и не считают нужным знать музыку - это какой-то новый феномен. И добро бы, речь шла о какой-то спорной музыке (ну, не все любят Шёнберга, да). Они должны были Баха сдавать. Страсти, месса, ХТК - всё мимо. Я-то думала, что музыку не любят только нынешние молодые музыковеды. Оказалось, исполнители тоже. Куда мы катимся...

И при этом не ходят на лекции. Хорошо, допустим, они считают, что сами всёпознают и выучат. Пусть учат! Но ведь не учат. Передирают какие-то сомнительные чужие конспекты (не моих лекций) и несут на экзамене чушь. Неужели думают, что со мною это пройдёт?

А я ведь предупреждала.

И потом такие музыканты будут заявлять, что музыковеды никому не нужны, они паразитируют на здоровом теле искусства, о музыке не надо говорить, её надо играть, - и прочее всякое такое.

Если не музыковеды, милые мои, вы совсем одичаете. Будете верить, что месса Баха была написана в 1845 году. Главное - давно, и какая разница, когда именно на самом деле...

P.S. Этот пост вызвал бурю страстей в Мордокниге. Как сослаться тут на тамошние баталии, не знаю, да ведь и не всякий увидит. Но коллеги и бывшие студенты ввязались в дискуссию не шутя. 

Date: 2014-01-21 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] filiffjonka.livejournal.com
возможно, это обшая тенденция. Студенты-искусствоведы, например, не знаю памятников. Ну вот не знают, и всё. Хотя возможностей ездить-смотреть сейчас гораздо больше, чем когда училась я. Да и количество книг новых тоже зашкаливает. А толку...

Date: 2014-01-21 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
И сейчас есть интернет - смотри - не хочу...
Помню, с какими трудами мы в советские времена доставали нужные ноты, книги и записи. Брали "на ночь" в читальном зале, собирались в кучки и играли-пели компанией, ходили в библиотеки... Сейчас можно готовиться к экзамену, не слезая с дивана.

Date: 2014-01-21 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] xfqybr.livejournal.com
Так это потому, что нам знакомо чувство культурного голода, и мы даже сейчас продолжаем его испытывать, когда почти всё доступно. А более младшим поколениям незнакомо и непонятно в принципе.

Date: 2014-01-22 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] proseka199.livejournal.com
>Так это потому, что нам знакомо чувство культурного голода, и мы даже сейчас продолжаем его испытывать, когда почти всё доступно. А более младшим поколениям незнакомо и непонятно в принципе.

Ну, а как с этим "за бугром", где, типа, не было пресловутой "советской цензуры"?
Сдается мне, что и там люди разные бывают.
Дело не в культурном голоде как таковом, а в том, что считается или не считается стыдным - в данном обществе, общественном слове.

Date: 2014-01-21 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] ol-re.livejournal.com
Вот ведь странно, при нынешних-то возможностях переслушать всю музыку на свете. Но приличные-то студенты есть? И каков их процент от общего числа?

Date: 2014-01-21 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Есть, но в этот раз не очень много. В прошлые года ФИСИИ были моей отрадой.

Date: 2014-01-25 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] liveonok.livejournal.com
лучше меньше, да лучше, мне кажется.Остальные пойдут в Связной продавать телефоны. Это печально, но это естественный отбор, что ли.Вот что мне точно никак не понять - зачем при таком отношении к своему делу вообще учиться? люди, наверно, чего-то не понимают.

Было дело в годы моей учёбы в консерватории, я училась заочно в Петрозаводске.У меня уже была работа, и поэтому поехала именно заочно, о чём теперь в какой-то степени жалею.На дневном, конечно, было бы лучше во всех отношениях, но работа уж больно хорошая попалась.Я и сейчас там же.Так вот.Училась у нас на ф-но одна девица.Очень интересная яркая личность,и внешне, и интеллектуально, и просто как человек.При чём платно училась.Как пианистка - ничего хорошего, но и ничего плохого.Как-то раз пили чай в буфете, и зашёл у нас разговор о перспективах и развитии.И вот эта Наташа и говорит:"Я плохо понимаю, что я здесь делаю.Вроде как учусь,и неплохо получается, а что потом - большая загадка.Мне всё нравится, но есть смутные сомнения, тем ли делом занимаюсь. Мне нравится на радио эфир вести, и в музыке я понимаю хорошо, при том не только в академической....". А я ей и отвечаю:"Коль так, тогда у меня вопрос - а зачем? может, лучше на журналиста в универ?" Наташа сделала такое лицо... левая бровь вверх, губы вправо.И в конце года ушла таки в универ на журналистику.Она действительно не понимала.

Date: 2014-01-21 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] el-gato-rochas.livejournal.com
Всё нижеизложенное совершенно не про Вас, сразу оговорюсь. Но думаю, что не только студенты, но и некоторые Ваши коллеги Вас тоже могут удручить.

Знаете, говорят: 'рыба гниёт с головы' и это отчасти верно. У нас в первой русской есть совершенно чудесные педагоги-музыковеды, которых я вспоминаю с уважением, но есть те, кто заставляет меня испытывать стыд, когда приходится рассказывать, что я у них учился. Один, читая лекции по ИЗМ композиторам, говорит, что Фоменко с Носовским правы и в музыкальной хронологии не всё чисто, другой рассказывая о музыке ренессанса не может отличить виолу от виуэлы и многое-многое другое.

Опасно, когда преподаватели по гармонии и полифонии не могли объяснить исполнителям, зачем им это знать. Даже вполне хорошие и толковые педагоги, что обиднее (это уже к системе образования, а не педагогам). И педагоги по специальности тоже не могли объяснить, зачем это всё нужно знать, потому что сами не учили в своё время и не в курсе как это применять. Знать не в обощённом философско-просветительском смысле, а в совершенно конкретном, как те или иные вещи в полифонии можно открыть штрихами и артикуляцией, как гармония влияет на ощущение ритма и как это подчёркивать или наоборот скрывать. И всё... 'если мой шеф не знает, то зачем мне знать?'

И теперь студенты на уроках слышат 'двигай музыку вперёд', 'не надо здесь подчёркивать бас, его и так слышно, сыграй лучше мелодию погромче', 'что? Геме.. гими... оль? Нет! Здесь просто надо привести в первую долю!' 'Разрешение тише? Кто тебе такое сказал? Первая доля!' И это самые дельные и подробные комментарии, чаще же речь заходит сразу о высоких материях, вроде 'ты здесь вкладываешь слишком много от себя, а в этой музыке уже всё сказано, так что просто сыграй'

С такими педагогами неудивительно, что студенты ленивы и нелюбопытны, но не могу только их винить. Люди ленивы и нелюбопытны в принципе, но молодое поколение, расслабленное информационной доступностью просто смертельно лениво. Но Вы не переживайте! Половина из них пойдёт работать администратором или продавать телефоны и не сможет причинить вреда музыке. Это я сужу по своим бывшим однокурсникам.

Date: 2014-01-21 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Как - зачем это знать? Знание самоценно, и лишних знаний в своей профессии не бывает.
Знающий всегда имеет преимущество перед не знающим. Разве пианист, понимающий, как устроена фуга, не сыграет её более осмысленно и чётко, чем тот, для кого то просто набор нот?

Студенты ФИСИИ, кстати, всегда отличались осмысленным подходом к делу.

Date: 2014-01-21 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] angelodifuoco.livejournal.com
У меня недавно проблема была - надо было хоровую партию в "Страстях по Иоанну" учить наизусть. Если не понимать, как построена фуга, это элементарно в башку не влезает, если только не зубрёжкой. Если знать, как она построена (то бишь, как оне построены), это всё ещё не фунт изюму, просто потому, что этих фуг до чёртиков, но задача облегчается многократно.

Date: 2014-01-22 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] el-gato-rochas.livejournal.com
Вы правы, знание ценно само по себе. К сожалению, в моём поколении лишних знаний нет лишь для тех, кто по натуре любопытен, таких не много.
Но мне кажется, что все эти предметы не из разряда абстрактных самоценных знаний. Гармония, полифония - это хлеб исполнителя, это знания, которые должны применяться и пригождаться каждый день, именно они помогают принять решение относительно самых мелких деталей исполнения - как проартикулировать, соединять или нет.
А мы в консе имели напрочь оторваных от практики теоретиков, которые говорили, что это всё надо просто знать, чтоб легче музыку запоминать, а с другой "гениев практики", которые рассуждали о философских концепциях не особо разбираясь в муз.теории.

Когда на моих глазах один добрый человек показал на практике как может пригодиться знание гармонии, два почти безнадёжных раздолбая по своей воле пошли в библиотеку за учебниками , чтобы перечитать уже забытое. Так, мне кажется, можно не то чтобы мотивировать, но вдохновить людей по своей воле учить предмет. Одного любопытства тут не хватит, наличие практической пользы сработает лучше.

С историей музыки тут сложее, она с виду похожа на те "лишние" самоценные знания, это надо очень любить своё ремесло, а у нас сейчас все чересчур концептуально мыслят для ремесла, они все уже сразу Художники.

Date: 2014-01-27 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] keat-tikhones82.livejournal.com
а как он это показал? (я про предпоследний абзац) Довольно любопытно узнать...

Date: 2014-01-21 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] ninulka.livejournal.com
Да сейчас везде так. Видно, время такое, против которого не попрешь.

Date: 2014-01-21 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Наточу рога и попру!

Date: 2014-01-21 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] abel.livejournal.com
Многое до боли знакомо. Только вместо слова "музыка" надо поставить "математика".
На нас, математиков, некоторые технические кафедры злы за то, что мы снижаем им процент успеваемости. И вопрос "зачем нам такая трудная математика?" тоже нередко приходится слышать.
Какой-то упёртый, глупый квазипрагматизм.

Date: 2014-01-21 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Я жалею, что ничего не смыслю в математике. В школе отбили охоту. Со мной нельзя было применять методы репрессивной педагогики.

Date: 2014-01-21 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] abel.livejournal.com
Да, увы, такая педагогика далеко не всегда дает положительный результат.

Date: 2014-01-21 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] lana-ustinov.livejournal.com
Самое ужасное, что я не кому-то, а собственным детям не могу объяснить зачем им это - теория, не говоря уже о том, когда была написана месса. Они требут от меня конкретного объяснения - зачем вибрировать первую (последнюю, самую высокую...) ноту в мелодии, а также не в мелодии. Ответом неудовлетворены, никогда, в принципе.

Date: 2014-01-21 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Я бы им посоветовала внимательно почитать биографии самых великих композиторов и артистов. Как правило, выясняется, что все они были хорошо образованными людьми. Не исключая и тех, кто "гимназиев не кончал". Последние брали самообразованием, да ещё как.

Date: 2014-01-21 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] lana-ustinov.livejournal.com
И я советую, - сопротивляются. Ссылаются на своих гимназиев) Что уроков выше крыши немеряно, времени нет (и просто "скучно"). Но слушать - слушают, даже с клавирами-партитурами в руках. Потому буду надеяться, что мало ли, а вдруг подрастут-поумнеют.

Date: 2014-01-21 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Вот об этом и шла речь у меня со студентами! Послушать музыку с нотами в руках. Нет, слабО...

Date: 2014-01-22 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] proseka199.livejournal.com
Один из лучших "учебников жизни" - это "У врат мастерства" Г. М. Когана. Там это описано.

Date: 2014-01-21 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] assol-mitina.livejournal.com
Не огорчайтесь. Все равно всегда есть те, кому это интересно и нужно. Ну а что не всем - не беда, поскольку с повышением массовости теряется ценность. Я где-то читала историю про преподавательницу по какому-то очень сложному техническому предмету, которая спрашивала у студентов - какую они хотят отметку и без вопросов ставила 5. А на удивление студентов ответила: чем больше будет вас бездельников-бездарей, тем больше буду цениться я как специалист. Это конечно очень круто, но почему-то меня история зацепила.

Зато на экзаменах можно повеселиться.
Вот я Вам расскажу про свежие и прошлогодние студенческие перлы:
Бах "Страсти по Морфею"
Гендель, опера "Нейрон", оратория "Иуда на коне"
Глюк, опера "Перс и Елена"

А еще сегодняшнее:
В вокальном цикле Шумана "Любовь поэта" песни делятся на два вида - просто песни и песни с последствиями (как выяснилось потом, имелись в виду постлюдии).

Edited Date: 2014-01-21 04:36 pm (UTC)

Date: 2014-01-21 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
"Песни с последствиями" - это восхитительно!
Остальное понятно - как слышим, так и пишем, в меру разумения, а книжек не читаем вовсе.

Нет, я не развращаю детей дармовыми пятёрками. Но ведь и не свирепствую особо. К тому же они сидят в классе, готовятся, сами слышат, как кто отвечает. А если всем ставить сразу 5, так они и ходить не будут. И вообще никогда ничего не узнают.

Date: 2014-01-21 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] assol-mitina.livejournal.com
Нет, я никоим образом не ратую за дармовые пятерки, скорее наоборот. Просто история почему-то впечатлила.

Еще вспомнила, вчера сказали: При жизни Баха было опубликовано единственное произведение: прелюдия и фуга ми-диез мажор.

Date: 2014-01-21 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Интересно, как они себе это представляют?!..

Вот как ни учи, всё равно на выходе случится "ми диез мажор".

Date: 2014-01-22 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mmavochka.livejournal.com
А вдруг это в людях иссякает любовь к окружающему миру, в том числе и к музыке? Вдруг связь с миром истончается?..

Date: 2014-01-23 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Боюсь, наоборот, Мария. Мир слишком полон вещей, соблазнов, ярких и пёстрых игрушек. Связь с этим материальным миром чрезвычайно сильна, особенно у молодёжи, для которой обладание какой-то цацкой становится чуть ли не смыслом жизни в данный конкретный момент. При этом цацки, в принципе, доступны - всё можно скачать, перегнать, заказать. Нет денег на подлинник, можно купить китайскую копию и радоваться, что ты - в тренде.
А высокая музыка - не от мира сего, и она требует любви иного рода, созерцательной и вдумчивой. И она ох как требовательна к любящим. Так что истончается связь между разными мирами, а не между людьми и этим миром.

Вот-вот.

Date: 2014-01-23 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] proseka199.livejournal.com
>А высокая музыка - не от мира сего, и она требует любви иного рода, созерцательной и вдумчивой. И она ох как требовательна к любящим. Так что истончается связь между разными мирами, а не между людьми и этим миром.

Бузони писал, что слушатель (серьезной, разумеется, музыки) должен проделывать свою половину работы.
Если же налицо "общество потребления", причем этот тип жизни одобряется не только у тех, "с кого нечего взять", но и у, так сказать, элиты...
Вот, кстати, примерчик. Смолоду, со школы я никак не мог понять, каким образом можно заходить в залы дискотек, где музон врубают на такую громкость, что кажется, будто воздух твердым становится. Не то что кого-то - самого себя не слышишь.
А ничего - полно народу, никто не убегает...

Но стоит тем же самым людям - не всем, большинству, конечно - включить серьезную музыку отнюдь не на ту громкость, а хотя бы на такую, чтобы она уже перестала восприниматься как некий фон, чтобы она начала требовать чего-то от того, кто попал в ее поле - тут же машут руками и требуют выключить: "не грузи, мол".

(А чувствуют, черти, что "грузит", что это не "просто так". Задницей чувствуют :-))))))
Edited Date: 2014-01-23 07:37 am (UTC)

Re: Вот-вот.

Date: 2014-01-23 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Конечно, грузит. Когда мой сын рядом что-то читает или делает уроки, он просит меня не слушать музыку - она отвлекает. И я сама спокойно могу писать какой-то текст под бормотание радио, но не могу - под звучание хорошей музыки. Она заставляет себя слушать.

Так дело-то не в том, что...

Date: 2014-01-23 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] proseka199.livejournal.com
>Конечно, грузит. Когда мой сын рядом что-то читает или делает уроки, он просит меня не слушать музыку - она отвлекает. И я сама спокойно могу писать какой-то текст под бормотание радио, но не могу - под звучание хорошей музыки. Она заставляет себя слушать.

Так дело-то не в том, что "грузит". Это и так понятно. Дело в том, что такие господа-товарищи не хотят, чтобы грузило. Причем не только тогда, когда они чем-то другим важным заняты (с этим все согласны) - вообще не хотят.

Date: 2014-01-25 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] claus benjamin (from livejournal.com)
У меня почему-то такое впечатление, что причина всего этого в том, что исчезают ЛЮБИТЕЛИ. Точнее, они исчезают в среде профессионалов. Но при этом почему-то неожиданно возникают в других лакунах. У меня есть такие знакомые. Например, один из них, 17 лет, заявляет, что "музыка - это и есть суть вещей", причем не знаю, само ли у него это родилось, или где прочитал, но очевидно, что это его самое глубокое восприятие. - И, думаю, одной из причин того, что исчезают любители из среды профессионалов, является то, что любительство не оплачивается. Все-таки действительно, как это ни странно, подлинное искусство - удел людей свободных и благородных: т.е. свободных от забот о хлебе насущном, т.е. готовых и нищенствовать ради этой свободы. - А Вы спросите у Ваших студентов, готовы ли они жить на чердаке, как Гайдн, например, или в нищете, как Моцарт в конце жизни, или в глухоте и в общем-то одиночестве, как Бетховен. - Мб, не все были таковы? - Но идея кажется верна: свобода, а не зарабатывание денег. Т.е. зарабатывание - во вторую очередь, по возможности. - Насчет же того, зачем нужна теория... В общем, действительно, одним нужна, другим не нужна. Теория - созерцание, зрение. Одним нужно зрение, другие проживут и слепыми. Невозможно объяснить кроту, зачем нужно зрение)))

Date: 2014-01-25 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Да, любители музыки водятся ныне совсем не в консерваториях - по крайней мере, не среди массы юных музыковедов. У меня среди френдов в ЖЖ имеются немузыканты, которые знают музыку гораздо лучше иных музыковедов и постоянно её слушают - просто для удовольствия, из духовной потребности, а не потому, что им надо её сдавать на зачёте.

Date: 2014-01-25 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] claus benjamin (from livejournal.com)
Вот и я перешел в разряд любителей. В настоящий момент слушаю 6ю Малера в каком-то необыкновенно замечательном современном исполнении со странички одного любителя-юриста. Просто так, конечно, для удовольствия. Ибо отсутствие необходимости зарабатывать деньги музыкой сделало меня свободным )))

Date: 2014-01-25 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Дело в том, что лично я не могу или не хочу зарабатывать никаким другим путём. Я буду тогда чувствовать себя не в своей тарелке и впаду в озлобленность и депрессию.

Date: 2014-01-25 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] claus benjamin (from livejournal.com)
Да я не к этому))) зарабатывайте. Вы же - ЛЮБИТЕЛЬ!

Date: 2014-01-27 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] keat-tikhones82.livejournal.com
простите, если грубо звучит, но где-то видел картинку - люди на заводе в рабочей одежде и написано "каждый день в обеденный перерыв мы остаёмся в цехе и смотрим партитуры Малера".

Date: 2014-01-27 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] claus benjamin (from livejournal.com)
Да здравствует Малер))) - А Веберн писал, что разучивал с рабочими хоры Шенберга.

Date: 2014-01-25 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] claus benjamin (from livejournal.com)
Густав Малер. Симфония № 6 `Трагическая` ля минор. Симфонический оркестр Сан-Франциско, дирижёр Майкл Тилсон Томас. Эта запись была удостоена премии "Грэмми" в номинации "Лучшее оркестровое исполнение" в 2003 году.

Date: 2014-01-25 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] keat-tikhones82.livejournal.com
да, вроде, я ещё что-то припоминаю, что Бах разорвал титульный лист мессы с посвящением Наполеону, когда узнал, что Наполеон провозгласил себя императором. И случайно ещё таким образом порвался раздел Dies Irae.

Profile

cleofide: (Default)
cleofide

September 2017

S M T W T F S
     1 2
3 456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 22nd, 2026 02:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios