cleofide: (Муза)
[personal profile] cleofide
О вчерашнем концерте Уильяма Кристи и Les Arts Florissants в КЗЧ ...

 

Тот самый случай, когда реальность даже превзошла предвкушения и ожидания.
 

 

Оперы в концертном исполнении

Ансамбль Les Arts Florissants («Цветущие искусства»)
Художественный руководитель и дирижер – Уильям Кристи (Франция)

Соня Йончева (сопрано)
Кэтрин Уотсон (сопрано)
Эмманюэль де Негри (сопрано)
Ана Куинтанс (сопрано)
Селин Риччи (сопрано)
Хилари Саммерс (меццо-сопрано)
Эд Лайон (контратенор)
Андреас Вольф (баритон)
Дамиан Уайтли (тенор)

Режиссер-постановщик – Венсан Буссар (Франция)

Шарпантье
«Актеон» (Первое исполнение в России)

Пёрселл
«Дидона и Эней»

 

Мнение знатоков и любителей было единодушным: восторг!
Впечатление по яркости можно сравнить с прошлогодним исполнением "Орландо" Генделя. Изумительно, на одном дыхании, артистично и в то же время предельно выразительно, свободно и стройно слаженно, точно в стиле и притом современно... Bravi!

Но относительно частностей можно, наверное, и немного поспорить.
Большинству больше приглянулась "Дидона", а мне - "Актеон".

Кстати, насчёт первого исполнения в России - не совсем так; первое публичное - да. Однако эту оперу, помнится, ставила Анна Булычева со студентами ГИТИСа. Разумеется, сравнивать никак нельзя. Но на московских афишах опера уже фигурировала, просто как факт.

Мне всё же кажется, что именно во французском барочном репертуаре "Флориссаны" наиболее естественны и органичны. Получается совершенно не "музейно", без высоколобого менторства (вот мы сейчас вам покажем высокое и прекрасное!), но с абсолютным чувством стиля и меры. Это словно как жить в своём собственном доме, а не расположиться в гостях, даже если там висит табличка "будьте как дома". Вот они и живут, получая от жизни полное удовольствие. Как если бы барокко у них никуда и не исчезало. Ну, может ведь у современного человека стоять туалетный столик прапрабабушки-графини, кресло Луи Каторз и канделябр времен Марии Антуанетты?.. На столике по-прежнему флаконы духов, на кресло можно сесть, в канделябре имеется свечка... А праправнучка - одно лицо с прапрабабушкой, только одета чуть иначе.



(на фото - Кэтрин Уотсон, Диана в "Актеоне" и одна из солисток в "Дидоне").

Всех покорил Эд Лайон, которого неправильно назвали "контртенором". В барочной традиции этот голос назывался haute contre, и это был тенор очень высокой тесситуры, который мог переходить в контртенор.
Но тут, помимо голоса и великолепного владения всеми этими регистровыми переходами, артист демонстрировал и завидную сценическую свободу - легко бегал и прыгал, виртуозно падал и был пластически настолько убедителен, что не требовалось никаких "рогов и копыт".



Потрясающе вышла сцена превращения Актеона в оленя. Сыграна она была почти как любовная сцена, что привнесло в оперу неожиданный и весьма глубокий (совсем не пикантный, а трагический) смысл. В "Актеоне" я слушала и смотрела, развесив уши и раскрыв глаза, но в "Дидоне" была уже начеку, и, поскольку там во втором акте при упоминании в тексте истории Актеона эту же сцену пластически сымитировали, я её запечатлела. Так что это Пёрселл, но мизансцена - из Шарпантье.








А вот финал этой сцены в "Дидоне" был другим, более счастливым...



Поразило, кстати, и то, что в "Актеоне" у певцов была идеальная дикция. Даже человеку, не сильному во французском, текст был понятен (буклета мне не досталось). В "Дидоне" это было не всегда так (но тут спасало знание самого предмета).

Менее всех других солистов мне понравилась Хиллари Саммерс - Юнона в "Актеоне" и Ведьма в "Дидоне". Голос её не в лучшей форме (не очень ровен темброво, местами шатается, где-то она форсирует звук, переходя на покрикивание), а манера декламации показалась несколько вульгарной, особенно вкупе с жестикуляцией. И, если Юноне золотистый костюмчик вполне подобал, то Ведьма выглядела в нём странно, как если бы царицей была она, а не Дидона.



Дидона - Соня Йончева - совершенно очаровательное создание, да и певица славная.



Правда, мне показалось, что в первой арии экспрессия была несколько чрезмерной. Ну да, у Дидоны трагические предчувствия, но пока ведь ничего страшного не случилось - зачем же ломать руки, хватиться за сердце и рыдать при всей свите?.. При таком настроении героини понятно, что ничего хорошего её в жизни не ждёт.



Но в третьем акте Соня была исключительно естественна и убедительна, и с сцене объяснения с Энеем, и с прощальной арии.

Очень мне понравилась певица, исполнявшая партию Белинды. Идеальное попадание в образ, как внешне, так и внутренне.



Хотя обе оперы давалисмь в концертном исполнении, это были фактически режиссёрские постановки с большим количеством движения и продуманными мизансценами.

Вот, например, хор с эхо в конце второй картины первого акта (шабаш ведьм). Звучало просто стереофонически, и выглядело убедительно (на первом плане - застывшие в любовном экстазе Дидона и Эней; они так и простояли всю картину).




Или хор матросов в начале третьего акта.




Инструменталисты во главе с самим мэтром за клавесином - это вообще выше всякого человеческого разумения. Ансамбль - как единый организм, ни малейшей шероховатости, идеальный баланс, тончайше выверенные нюансы.

Ну, и всякие вкусности. Теорбист, который в "Дидоне" также брал в руки барочную гитару...
Иногда меня даже студенты-музыковеды или начинающие аутентисты спрашивают, что такое теорба. Вот она, красавица из породы длинношеих...





Духовые прелестно "подсвечивали" оркестровую ткань, в том числе в "Дидоне".



Извините, фаготист отдельно не получился. Но он тоже был хорош.

Прощальные поклоны - и - спасибо, маэстро!









Date: 2010-10-09 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] oberega.livejournal.com
Ура! Ура! Я иду туда завтра! В предвкушении фся! Только мне достанется "Актеон", а рыцарю моему "Дидона", ибо ребенок номер два требует... Но ахъ! Спасибо за рассказ и гравюрки!

Date: 2010-10-09 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Надеюсь, будет так же прекрасно!

(no subject)

From: [identity profile] heelzaa.livejournal.com - Date: 2010-10-10 07:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-10-09 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] ilja-auslender.livejournal.com
Спасибо за снимки! Приятно всмотреться в лица, которые ты представлял себе только по записям.

Date: 2010-10-09 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Я их видела (по крайней мере, Кристи и Саммерс) и раньше, только тогда была не при технике. Ансамбль приезжал в Москву ещё в прошлом веке, в году этак 1987 - тогда у нас впервые проводился фестиваль старинной музыки.

(no subject)

From: [identity profile] olesya-dvoskina.livejournal.com - Date: 2010-10-09 05:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cleofide.livejournal.com - Date: 2010-10-09 05:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-10-09 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] kseniapo.livejournal.com
Представляю, какое это счастье!
Спасибо.

Date: 2010-10-09 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Да, живьём было ещё лучше, чем в записи.

Date: 2010-10-09 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] merulka.livejournal.com
Спасибо за фотографии и за впечатления!
Мне тоже Актеон показался в целом более естественно и прочувствованно исполненным.
Гамбистка замечательная )))

Date: 2010-10-09 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
О да, гамбистку отметить я забыла. Как она рыдала вместе с Дидоной!

Date: 2010-10-09 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] vespro.livejournal.com
Было прекрасно!Спасибо за картинки и отчет.

Date: 2010-10-09 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] petrark.livejournal.com
Согласен почти со всеми Вашими суждениями (и "Актеон" мне тоже больше понравился). Саммерс в "Актеоне" и вправду меня удивила, но в "Дидоне", по-моему, она исправилась, или, по крайней мере, была темброво более уместна. Насчёт дикции не знаю - если Вы сидели ближе, то, возможно, Вам было проще разобрать, мне же со второго амфитеатра было тяжело. Но с другой стороны, было бы странно, если бы у них была слабая дикция.
Между прочим, это Вас я должен благодарить за то, что попал на концерт - не прочёл бы у Вас в журнале, опоздал бы билеты купить :-)

Date: 2010-10-09 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Вот и от дикой хозяйки бывает какая-то польза :)

Я сидела в конце 1 амфитеатра, отнюдь не близко. Конечно, не все слова были слышны одинаково хорошо, но многие - очень ясно. А у наших теперешних вокалистов всегда каша во рту, даже когда поют по-русски.

(no subject)

From: [identity profile] petrark.livejournal.com - Date: 2010-10-09 05:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-10-09 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] snowoctopus.livejournal.com
Спасибо большое за отчет и отдельное спасибо за фотографии! (Вечно я тоскую, что фотографировать не получается)

Date: 2010-10-09 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
А почему не получается? Оно, конечно, не велено, но потихоньку, без вспышки, и особенно на поклонах...

(no subject)

From: [identity profile] snowoctopus.livejournal.com - Date: 2010-10-09 08:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-10-09 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] davlatov.livejournal.com
Огромное Вам спасибо! Были всей семьей - получили огромное удовольствие, даже дочке понравилось, хотя ее вкусы лежат совсем в другой плоскости. Я очень надеюсь, что Вы и дальше будете рассказывать о таких событиях.

Date: 2010-10-09 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Стараюсь, как могу. Но я бываю "в свете" реже, чем хотелось бы самой.

Date: 2010-10-09 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] erg-23.livejournal.com
Спасибо! Завидую вам белой завистью!

Date: 2010-10-09 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] dersin.livejournal.com
Замечательная запись, и живо, и в меру учено!
Я полностью с Вами согласна, именно французское барокко для Кристи - его всё самое родное и естественное.
И еще считаю замечательным , что Франции понадобился американец из города Баффало, что он последнии тридцать лет обустраивает "собственный дом" для барокко-каков результат!

Date: 2010-10-09 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Ну да, и выпускница Московской консерватории работает органисткой в Версале...

Date: 2010-10-09 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] oursin-bleu.livejournal.com
Пригласите Диму с теорбой на мастеркласс :)
А также с барочной гитарой.
И с ренессансной тоже.
:)

Date: 2010-10-09 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Ангелы мои, если б это зависело от меня! Я ведь не начальник ни разу.
Можно попробовать закинуть удочку хотя бы через МАС - а там и дальше.
Но боюсь, Диме тут просто некого будет обучать мастерству. Кого только не встретишь в наших коридорах - и гобоя да качча, и сямисена, и всевозможных клавесин-спинет-клавикордов, но живую теорбу не видела ни разу (кроме как в руках заезжего Бурханова).

(no subject)

From: [identity profile] oberega.livejournal.com - Date: 2010-10-09 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cleofide.livejournal.com - Date: 2010-10-09 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olesya-dvoskina.livejournal.com - Date: 2010-10-09 06:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oursin-bleu.livejournal.com - Date: 2010-10-10 11:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oursin-bleu.livejournal.com - Date: 2010-10-10 11:15 am (UTC) - Expand

Date: 2010-10-09 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] enalex.livejournal.com
Большое спасибо за фото!
Я сидел в партере и страдал, что не захватил фотоаппарат.

Date: 2010-10-09 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
А телефон на что? :)
Я видела, люди снимали на сотовые.

(no subject)

From: [identity profile] enalex.livejournal.com - Date: 2010-10-09 04:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-10-09 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] petrark.livejournal.com
Да, кстати, всё-таки Les arts florissants.

Date: 2010-10-09 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Ага, спасибо. Я французского не знаю, но нагло на нём читаю и насобачилась кое-что на слух понимать.

(no subject)

From: [identity profile] petrark.livejournal.com - Date: 2010-10-09 06:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cleofide.livejournal.com - Date: 2010-10-09 07:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] petrark.livejournal.com - Date: 2010-10-09 07:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-10-10 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] lyubava-zabava.livejournal.com
а мне почему-то Дидона совсем не приглянулась :( вот Диана - это да! истинное удовольствие - слушать ее пение. и я счастлива, что довелось вживую послушать, как играет ансамбль Кристи. веселенькой расцветки клавесин у него.
вам спасибо за отчет - это для меня образование. я ж чайник во всех музыкальных делах.
и про артистизм Эда Лайонса не могу не сказать - каким он был смешным призраком-Меркурием (когда был общий хор, а он бегал между людьми - одному лысину погладил, потом за спиной у Энея стоял и рожицы корчил)

Date: 2010-10-10 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] c-tenors.livejournal.com
Замечательный отчёт, спасибо! :) Можно пару вопросов задать?

1. "Layon" произносится как "Лайонс"? Я французского не знаю, к сожалению.
2. Партию Призрака он пел в теноровой тесситуре? Вот здесь (http://www.mariinsky.ru/en/playbill/playbill/2010/10/10/2_2000) он в "Дидоне" именно как тенор заявлен, а я партию Призрака контртеноровой считал. Там вообще интересно написали, конечно. На англоязычной афише он указан как тенор (в "Дидоне") и от-контр (в "Актеоне"), а в русскоязычной его указали контртенором в обоих произведениях, почему-то...

Date: 2010-10-10 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
1. Спасибо, что заметили неточность - конечно, не Лайонс, а Лайон. Он не француз, а англичанин. Lyon естественно читать как "Лайон". По-французски читалось бы "Лион".

2. Судя по образованию и репертуару (см. http://web.me.com/ed.lyon/Ed_Lyon_Website/Biography.html), Лайон - тенор, в том числе "от контр". Французская барочная методика воспитания "от контр" подразумевала также умение естественно переходить в контртеноровый звук в верхнем регистре.

(no subject)

From: [identity profile] c-tenors.livejournal.com - Date: 2010-10-14 02:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-10-10 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] c-tenors.livejournal.com
Прошу прощения за описку в предыдущем комментарии: правильное написание фамилии тенора - "Lyon".

Date: 2010-10-11 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] zetot.livejournal.com
Завидую белой завистью :-). Надеюсь послушать техническую запись.

Date: 2010-10-11 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] gaidamak.livejournal.com
Никакая запись не способна передать то удовольствие, который вызывает живой звук. В записях я Кристи слушаю давно, но живой звук превзошел все ожидания.

Кстати, хотите верьте, хотите нет, год России во Франции и наоборот объявили где-то года 2 назад, и в новостной заметке был какой-то емэйл то ли культурного атташе французского посольства, то ли типа того. Я тогда ткнул по ссылке и отмылил на этот ящик типа бла-бла-бла , а не привезете ли Кристи. По английски, само собой. Мне никто не ответил, но Кристи - вот он :).

(no subject)

From: [identity profile] cleofide.livejournal.com - Date: 2010-10-11 02:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zetot.livejournal.com - Date: 2010-10-11 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cleofide.livejournal.com - Date: 2010-10-11 02:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-10-11 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] deniss-beregiss.livejournal.com
спасибо за пост!!! я тоже побывал!! ушел счастливый!

Date: 2010-10-11 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] his-earlship.livejournal.com
...как приятно и трогательно, что маэстро Кристи пестует своих "найденышей" и заботится о них, уже дав однажды "сценическое благословение" - я про Андреаса Вольфа * он и в Мадриде в " Коронации Поппеи" присутствовал, очень -очень подающий надежды юноша* , и про Соню Йончеву из "Барочной академии"....
Я тут давеча ДВД приобрел, довольно раритетный, как маэстро Кристи на своей вилле* в числе других молодых дарований* воспитывает юного Кристофа Дюмо....ай ай, как жаль, что такого диска нет с поспитанием юного Филиппка....я б полюбоваааался...)))

Date: 2010-10-12 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] dido-of-carthag.livejournal.com
про 1е исполнение в России - театр Новая Опера, 7 июля 1999 года. Яна Иванилова, Андрей Бреус. Дир-р Д.Г. Волосников

Первую постановку оперы "Дидона и Эней" в СССР осуществил Руттер Валерий Дмитриевич в Казахском государственном театре оперы и балета, г. Алма-Ата (тогда ещё). Деталей, увы, не знаю...

Profile

cleofide: (Default)
cleofide

September 2017

S M T W T F S
     1 2
3 456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 22nd, 2026 10:38 am
Powered by Dreamwidth Studios