Плывущая по Нерли
Sep. 24th, 2010 12:08 pmБыть во Владимире и не наведаться в Боголюбово, к церкви Покрова на Нерли - это, конечно, никак нельзя. Не потому, что сына я везла туда в первый раз, и не потому, что полагалось "отметиться" рядом с достопримечательностью, а потому (бывавшие - знают), что место это - совершенно особенное, покоряющее любого, независимо от его религиозных воззрений. Там - хорошо. Туда - хочется ещё и ещё.
И лучше всего - как мы: в будний день, своим ходом, без экскурсии.

Но начну я не с самой церкви.
Когда путешествуешь с юным жд-фанатом, приходится выбирать не совсем тривиальные пути.
Нормальные туристы ездят в Боголюбово из Владимира автобусом, рейсовым или экскурсионным. Или на машине.
Мы, разумеется, поехали на электричке, специально подстроившись под расписание (электрички там останавливаются нечасто, примерно раза три-четыре в сутки). А так-то оно удобно - всего минут 15 от владимирского вокзала. И приятнее, чем по загазованным улицам и шоссе.
Привезла нас вот такая старенькая ЭРка (о, и я уже разбираюсь!). Поезд ехал в славный город Ковров. А в Боголюбове вышли только мы, спрыгнув на низкую платформу. Кругом - ни души...

От станции открывается живописный вид на скромненькую деревню и роскошествующий монастырь. В монастырь мы не пошли, хотя про убийство Андрея Боголюбского я отроку рассказала, и показала издали, где оно произошло (в чуть более тёмном, чем окружающие храмы, зданьице у стены - это остатки княжеского дворца и домовой церкви, древнейшее сооружение на монастырской территории).

Вот оно, ещё ближе (спасибо зуму).
А в монастырь - зачем идти, всё равно там можно лишь постоять у стеночки бывшего дворца. Обойти его нельзя, в арку пройти нельзя, снять толком вблизи тоже не очень получится.

Когда мы стояли на платформе и разглядывали монастырь, на колокольне зазвонили колокола к вечерне. Монашенка играла какую-то печальную песенку, не просто "бом-бом". Видимо, у девушки имелось музыкальное образование. Но от такой музыки жалость пробирала, и я была рада, когда всё закончилось.
Станция в Боголюбове привлекла моё внимание ещё в прошлый приезд. Миленький такой патриархальный деревянный вокзальчик с трогательными наличниками и идиллической раскраской в белое и синее.

Но - чудо чудное, диво дивное! - зачем-то рядом с этой железнодорожной пасторалью воздвигли совершенно футуристический мост, блистающий пластиком, стеклом, металлом и... полным безлюдием.

Мост со всеми его великолепным лифтами и пандусами для инвалидов пока закрыт. Да и надобности в нём очевидно никакой нет. Существующий переход через пути вполне справляется со своей функцией, а поезда через Боголюбово ходят редко (примерно раз в час, включая товарняки).

И - тем не менее!
(Сколько ж мильонов сюда вбухали, интересно?)...

В общем, как поётся в известной опере, "полна чудес великая"...
Мы мирно перебрались на ту сторону по дощечкам и вышли на знаменитое поле.
Оно было столь же пустынным, как и станция. Никаких толп туристов, никаких торговцев сувенирами, никаких повозок с лошадками. То ли их совсем запретили (а осенью ещё были!), то ли в будни они не работают. Ну, оно и к лучшему.

Пока мы шли, я вещала отроку о том, что храмы (в том числе православные) издревле возводились в "местах силы", отмеченных благой энергией, идущей из земли и направленной как вверх, так и во все окружающие стороны. Поэтому, веришь ты или не веришь, всё равно приобщаешься к этой благодати, которая является благодатью бытия и живым подтверждением нерушимой связи микрокосма и макрокосма. В этой системе крест - не орудие позорной казни, а своего рода универсальная антенна, транслятор и ретранслятор мировых энергий (вроде локатора или лэп, бездарно поставленной по соседству). И в таком качестве он вполне приемлем даже для язычников, у которых, впрочем, также фигурирует в качестве священного символа, никак не связанного с идеей распятия.
Ну, а как ещё что-то объяснить строптивому отроку, у которого всё церковное вызывает яростное отторжение?.. Слова вроде "памятник культуры" и "произведение искусства" слишком сухи и абстрактны, чтобы привести в движение какие-то душевные струны. А побывать у Покрова на Нерли и смотреть, ничего не понимая, - ужасно досадно.

Храм прекрасен в любое время года и в любую погоду, но мне особенно нравится, когда его озаряет солнце. Тогда он освещает всю округу и словно бы сам светится изнутри.
Остаётся лишь улавливать этот свет и радостно наполнять им душу.

Рельефы в этот раз я, как и в Дмитриевском соборе, снимала мало.



Ой, что это?..
В почти безоблачном небе протарахтел МЧСовский вертолёт, таща за собой бочонок с водой.
Когда мы ехали во Владимир, в районе Орехово-Зуева леса ещё горели. Но близ Владимира никакого запаха гари и никаких примет задымлённости уже не было. Видимо, сверху виднее, куда лететь и что тушить. Благо, воды хватает.

Кстати, о воде.
Мы бродили, почти не покладая ног, весь день. А день был тёплый - обещали +32, но, вероятно, на солнышке пригревало ещё сильнее. Естественно, мы без конца прикладывались к бутылке с квасом. Однако мне страшно хотелось окунуться в какой-нибудь водоём. Ведь не напрасно же я тащила купальник! Клязьма в черте города была явно непригодна для водоплавания, но отчего бы не макнуться в Нерль?..

Между прочим, на той самой пустынной дороге, ведущей от храма к станции, нам иногда попадались девушки и тётеньки... почти без ничего. Пара символических треугольничков на теле и сумочка через плечо. На паломниц они явно не были похожи. Какая бы жара ни стояла, в таком виде даже самые легкомысленные христианки в храм не ходят. Мой языческий наряд был по сравнению с этим "дефиле в купальниках" почти монашески целомудренным.

Значит, дамочки ходили не к храму, а купаться и загорать.
Одна такая действительно подошла к протоке рядом с церковью и плюхнулась в воду, заросшую кубышками, осокой и тростником.

Я было уже собралась последовать её примеру, хотя внутренне воспринимала купание в таком месте как некое кощунство, - но тут показались очередные полуобнажённые нимфы, и я спросила у них, нет ли тут поблизости более удобного места для купания.
"А вот, за церковью!" - помахали ручкой они.
Действительно, тропинка вела мимо храма за холм и рощицу.
Попутно я сделала несколько снимков храма с необычных точек, до которых редко добираются туристы - виды совсем не парадные.


Да, и вот так, бурьянами и задворками, мы вскорости вышли к низкому песчаному берегу Нерли, где местные жители устроили самодеятельный пляжик. К противоположному, высокому, берегу, можно подъехать на автомобиле, но спуск там очень крутой, и у воды практически нет места, чтобы сесть или лечь, поэтому там никто не останавливается. Зато в самой песчаной круче видны тёмные норки - гнёзда ласточек-береговушек.

Сынище почему-то отказался лезть в "такую воду" (а что в ней "такого"? Вода проточная, чистая, даже немного прохладная).
А я поплавала всласть.
По ощущению плавание в реке, - даже такой мирной и неширокой, как Нерль, - это совсем иное, чем безмятежное купание в пруду или в небольшом озере. У реки есть свой нрав, свои причуды (на косе, где плещутся мальчики на фото, совсем мелко, а метрах в трёх уже - глубоко, дна ногами не достать), свои мускульные ухватки. Течение всё-так чувствуется, хотя на этом плёсе оно несильное, и я с ним справлялась без особого труда. Но, если плыть совсем медленно и вяло, то течение понемногу сносит. К сожалению, обследовать ближайшие окрестности вплавь возможности не было - сын ждал, да и вообще дело шло к закату (на берег мы вышли уже часу в восьмом вечера).
Ах, какое было блаженство!..
Оно было бы совсем полным, если б не компашка юных аборигенов, отдыхавшая посреди пляжика и громко общавшихся исключительно при помощи матерных слов. Тон задавала девица лет 15-16. Забавно, что, выйдя из воды и собираясь уходить, мадмуазель тщательно привела себя в порядок. Причесалась, выкрасила и припудрила физиономию, навела блеск на губки и всё прочее. Видимо, густой мат тоже входил, по её понятиям, в имидж "крутой" девчонки, завидной невесты на выданье. Смешные, право...
Дети-то вряд ли испорченные, просто таковы теперешние правила светского общения. Между прочим, кавалер вполне галантно подал ей руку, когда она перед уходом мыла в Нерли свои боносожки (конечно же, на каблучках!).
Потом эта компашка сидела возле церкви и продолжала обсуждать нечто важное для себя на своём птичьем языке. Бой-девица стояла перед друзьями. Слов я не слышала, да и не хотела слышать. Детям было хорошо, и нам тоже.

Мы двинулись в обратный путь.
На закате краски приобрели какой-то драматический оттенок, внеся в идиллию ноту тревоги.
Совершенно сюрреалистически гляделся пресловутый мост у железной дороги.

А монастырь рассылал в пространство какие-то апокалиптические пророчества.

Смеркалось...
По дороге к автобусной остановке я сняла (не очень удачно) старое, сталинской постройки, здание с невероятно разнообразием хозяйствующих внутри него субъектов.
Тут, если верить всем вывескам, можно:
- Починить обувь,
- Купить продукты,
- Проконсультироваться с адвокатом,
- Заказать памятник, гроб и ритуальные услуги впридачу,
- Привести в порядок причёску,
- Прикупить стройматериалов (правда, это уже за углом).
Кроме того, входные двери обклеены массой частных объявлений, так что набор услуг ещё шире, чем объявлено официально.
Да и адрес просто сказочный: Боголюбово, улица Ленина, 26..
Мы, честно говоря, хотели холодного квасу. И, может быть, вкусную плюшку.
Но, заглянув в подъезд, отпрянули. Там было мрачно, грязно, захламлено и продуктами совсем не пахло. Посему квас мы обрели по соседству, в не столь пафосном месте.

Ещё я успела засветло снять боголюбовскую музыкальную школу - но вряд ли намного удачнее, чем в прошлый приезд.
Просто нравится мне этот скромный домик с лейтмотивом на 5/4.

Собратья-музыканты, будете в Боголюбове - взгляните на эту школку, стоящую почти напротив монастыря - чуть наискосок, если двигаться в сторону церкви на Нерли...
.
И лучше всего - как мы: в будний день, своим ходом, без экскурсии.

Но начну я не с самой церкви.
Когда путешествуешь с юным жд-фанатом, приходится выбирать не совсем тривиальные пути.
Нормальные туристы ездят в Боголюбово из Владимира автобусом, рейсовым или экскурсионным. Или на машине.
Мы, разумеется, поехали на электричке, специально подстроившись под расписание (электрички там останавливаются нечасто, примерно раза три-четыре в сутки). А так-то оно удобно - всего минут 15 от владимирского вокзала. И приятнее, чем по загазованным улицам и шоссе.
Привезла нас вот такая старенькая ЭРка (о, и я уже разбираюсь!). Поезд ехал в славный город Ковров. А в Боголюбове вышли только мы, спрыгнув на низкую платформу. Кругом - ни души...

От станции открывается живописный вид на скромненькую деревню и роскошествующий монастырь. В монастырь мы не пошли, хотя про убийство Андрея Боголюбского я отроку рассказала, и показала издали, где оно произошло (в чуть более тёмном, чем окружающие храмы, зданьице у стены - это остатки княжеского дворца и домовой церкви, древнейшее сооружение на монастырской территории).

Вот оно, ещё ближе (спасибо зуму).
А в монастырь - зачем идти, всё равно там можно лишь постоять у стеночки бывшего дворца. Обойти его нельзя, в арку пройти нельзя, снять толком вблизи тоже не очень получится.

Когда мы стояли на платформе и разглядывали монастырь, на колокольне зазвонили колокола к вечерне. Монашенка играла какую-то печальную песенку, не просто "бом-бом". Видимо, у девушки имелось музыкальное образование. Но от такой музыки жалость пробирала, и я была рада, когда всё закончилось.
Станция в Боголюбове привлекла моё внимание ещё в прошлый приезд. Миленький такой патриархальный деревянный вокзальчик с трогательными наличниками и идиллической раскраской в белое и синее.

Но - чудо чудное, диво дивное! - зачем-то рядом с этой железнодорожной пасторалью воздвигли совершенно футуристический мост, блистающий пластиком, стеклом, металлом и... полным безлюдием.

Мост со всеми его великолепным лифтами и пандусами для инвалидов пока закрыт. Да и надобности в нём очевидно никакой нет. Существующий переход через пути вполне справляется со своей функцией, а поезда через Боголюбово ходят редко (примерно раз в час, включая товарняки).

И - тем не менее!
(Сколько ж мильонов сюда вбухали, интересно?)...

В общем, как поётся в известной опере, "полна чудес великая"...
Мы мирно перебрались на ту сторону по дощечкам и вышли на знаменитое поле.
Оно было столь же пустынным, как и станция. Никаких толп туристов, никаких торговцев сувенирами, никаких повозок с лошадками. То ли их совсем запретили (а осенью ещё были!), то ли в будни они не работают. Ну, оно и к лучшему.

Пока мы шли, я вещала отроку о том, что храмы (в том числе православные) издревле возводились в "местах силы", отмеченных благой энергией, идущей из земли и направленной как вверх, так и во все окружающие стороны. Поэтому, веришь ты или не веришь, всё равно приобщаешься к этой благодати, которая является благодатью бытия и живым подтверждением нерушимой связи микрокосма и макрокосма. В этой системе крест - не орудие позорной казни, а своего рода универсальная антенна, транслятор и ретранслятор мировых энергий (вроде локатора или лэп, бездарно поставленной по соседству). И в таком качестве он вполне приемлем даже для язычников, у которых, впрочем, также фигурирует в качестве священного символа, никак не связанного с идеей распятия.
Ну, а как ещё что-то объяснить строптивому отроку, у которого всё церковное вызывает яростное отторжение?.. Слова вроде "памятник культуры" и "произведение искусства" слишком сухи и абстрактны, чтобы привести в движение какие-то душевные струны. А побывать у Покрова на Нерли и смотреть, ничего не понимая, - ужасно досадно.

Храм прекрасен в любое время года и в любую погоду, но мне особенно нравится, когда его озаряет солнце. Тогда он освещает всю округу и словно бы сам светится изнутри.
Остаётся лишь улавливать этот свет и радостно наполнять им душу.

Рельефы в этот раз я, как и в Дмитриевском соборе, снимала мало.



Ой, что это?..
В почти безоблачном небе протарахтел МЧСовский вертолёт, таща за собой бочонок с водой.
Когда мы ехали во Владимир, в районе Орехово-Зуева леса ещё горели. Но близ Владимира никакого запаха гари и никаких примет задымлённости уже не было. Видимо, сверху виднее, куда лететь и что тушить. Благо, воды хватает.

Кстати, о воде.
Мы бродили, почти не покладая ног, весь день. А день был тёплый - обещали +32, но, вероятно, на солнышке пригревало ещё сильнее. Естественно, мы без конца прикладывались к бутылке с квасом. Однако мне страшно хотелось окунуться в какой-нибудь водоём. Ведь не напрасно же я тащила купальник! Клязьма в черте города была явно непригодна для водоплавания, но отчего бы не макнуться в Нерль?..

Между прочим, на той самой пустынной дороге, ведущей от храма к станции, нам иногда попадались девушки и тётеньки... почти без ничего. Пара символических треугольничков на теле и сумочка через плечо. На паломниц они явно не были похожи. Какая бы жара ни стояла, в таком виде даже самые легкомысленные христианки в храм не ходят. Мой языческий наряд был по сравнению с этим "дефиле в купальниках" почти монашески целомудренным.

Значит, дамочки ходили не к храму, а купаться и загорать.
Одна такая действительно подошла к протоке рядом с церковью и плюхнулась в воду, заросшую кубышками, осокой и тростником.

Я было уже собралась последовать её примеру, хотя внутренне воспринимала купание в таком месте как некое кощунство, - но тут показались очередные полуобнажённые нимфы, и я спросила у них, нет ли тут поблизости более удобного места для купания.
"А вот, за церковью!" - помахали ручкой они.
Действительно, тропинка вела мимо храма за холм и рощицу.
Попутно я сделала несколько снимков храма с необычных точек, до которых редко добираются туристы - виды совсем не парадные.


Да, и вот так, бурьянами и задворками, мы вскорости вышли к низкому песчаному берегу Нерли, где местные жители устроили самодеятельный пляжик. К противоположному, высокому, берегу, можно подъехать на автомобиле, но спуск там очень крутой, и у воды практически нет места, чтобы сесть или лечь, поэтому там никто не останавливается. Зато в самой песчаной круче видны тёмные норки - гнёзда ласточек-береговушек.

Сынище почему-то отказался лезть в "такую воду" (а что в ней "такого"? Вода проточная, чистая, даже немного прохладная).
А я поплавала всласть.
По ощущению плавание в реке, - даже такой мирной и неширокой, как Нерль, - это совсем иное, чем безмятежное купание в пруду или в небольшом озере. У реки есть свой нрав, свои причуды (на косе, где плещутся мальчики на фото, совсем мелко, а метрах в трёх уже - глубоко, дна ногами не достать), свои мускульные ухватки. Течение всё-так чувствуется, хотя на этом плёсе оно несильное, и я с ним справлялась без особого труда. Но, если плыть совсем медленно и вяло, то течение понемногу сносит. К сожалению, обследовать ближайшие окрестности вплавь возможности не было - сын ждал, да и вообще дело шло к закату (на берег мы вышли уже часу в восьмом вечера).
Ах, какое было блаженство!..
Оно было бы совсем полным, если б не компашка юных аборигенов, отдыхавшая посреди пляжика и громко общавшихся исключительно при помощи матерных слов. Тон задавала девица лет 15-16. Забавно, что, выйдя из воды и собираясь уходить, мадмуазель тщательно привела себя в порядок. Причесалась, выкрасила и припудрила физиономию, навела блеск на губки и всё прочее. Видимо, густой мат тоже входил, по её понятиям, в имидж "крутой" девчонки, завидной невесты на выданье. Смешные, право...
Дети-то вряд ли испорченные, просто таковы теперешние правила светского общения. Между прочим, кавалер вполне галантно подал ей руку, когда она перед уходом мыла в Нерли свои боносожки (конечно же, на каблучках!).
Потом эта компашка сидела возле церкви и продолжала обсуждать нечто важное для себя на своём птичьем языке. Бой-девица стояла перед друзьями. Слов я не слышала, да и не хотела слышать. Детям было хорошо, и нам тоже.

Мы двинулись в обратный путь.
На закате краски приобрели какой-то драматический оттенок, внеся в идиллию ноту тревоги.
Совершенно сюрреалистически гляделся пресловутый мост у железной дороги.

А монастырь рассылал в пространство какие-то апокалиптические пророчества.

Смеркалось...
По дороге к автобусной остановке я сняла (не очень удачно) старое, сталинской постройки, здание с невероятно разнообразием хозяйствующих внутри него субъектов.
Тут, если верить всем вывескам, можно:
- Починить обувь,
- Купить продукты,
- Проконсультироваться с адвокатом,
- Заказать памятник, гроб и ритуальные услуги впридачу,
- Привести в порядок причёску,
- Прикупить стройматериалов (правда, это уже за углом).
Кроме того, входные двери обклеены массой частных объявлений, так что набор услуг ещё шире, чем объявлено официально.
Да и адрес просто сказочный: Боголюбово, улица Ленина, 26..
Мы, честно говоря, хотели холодного квасу. И, может быть, вкусную плюшку.
Но, заглянув в подъезд, отпрянули. Там было мрачно, грязно, захламлено и продуктами совсем не пахло. Посему квас мы обрели по соседству, в не столь пафосном месте.

Ещё я успела засветло снять боголюбовскую музыкальную школу - но вряд ли намного удачнее, чем в прошлый приезд.
Просто нравится мне этот скромный домик с лейтмотивом на 5/4.

Собратья-музыканты, будете в Боголюбове - взгляните на эту школку, стоящую почти напротив монастыря - чуть наискосок, если двигаться в сторону церкви на Нерли...
.
no subject
Date: 2010-09-24 06:53 pm (UTC)no subject
Date: 2010-09-24 07:17 pm (UTC)