"Племянница Бетховена"
Mar. 30th, 2015 10:53 pmРоясь в материалах о родственниках Бетховена и рыская по сети, наткнулась на заметку в совершенно неожиданном издании, выложенном онлайн:
The Indianapolis journal, 6 June 1891:

Для тех, кто вдруг не читает по-английски, переведу:
"Госпожа Людовика Хофбауэр, скончавшаяся недавно в Вене, была племянницей Бетховена. В момент смерти дяди ей было всего семь лет, но она сохранила о нем очень живые воспоминания" (дальше - про Герхарда фон Брейнинга, но это не так интересно, поскольку он - человек известный, и его мемуары давно опубликованы).
Насчёт "племянницы" они несколько погорячились...
Кровного родства тут не было совсем никакого, хотя формально, наверное, да, можно сказать - "племянница".
Людовика Иоганна была внебрачной дочерью Иоганны ван Бетховен, вдовы брата Бетховена, Карла Антона Каспара, умершего в 1815 году.
Родилась девочка 12 июня 1820 года. Кто точно был ее отцом, не очень понятно. Карл (сын Иоганны) и Иоганн ван Бетховен (младший брат классика) полагали, что это был квартирант Иоганны, студент медицины, венгр Самуэль Раич. Но со студента нечего было взять, и Иоганна убедила другого своего поклонника, состоятельного владельца мастерской по отливке колоколов, Иоганна Каспара Хофбауэра (ок. 1771-1839), что девочка - его дочь. В церковной метрической книге мать записана как "Иоганна Хофбауэр, незамужняя", имя отца не указано совсем. То ли она надеялась, что Хофбауэр скоро женится на ней, то ли побоялась щеголять фамилией покойного мужа (и, главное, грозного свекра). Почему девочку назвали Людовикой, неизвестно. Если б кто докопался до этой метрики всерьёз, то там должны были указываться и имена крёстных. Часто детей называли именно в честь них. Предполагать, что Иоганна желала сделать тем самым приятный "подарок" Людвигу, вряд ли разумно. Отношения между ними были хуже некуда: весной 1820 года Бетховен окончательно отнял у нее сына, выиграл дело об опеке в Апелляционном суде.
Интересней другое.
В приведенной заметочке из американского журнала говорится, однако, будто Людовика Хофбауэр... помнила Бетховена, хотя в момент его смерти ей было неполных семь лет. Вот это уже некоторый сюрприз. Если пожилая дама не фантазировала, то встает вопрос - где и как она его видела? Пожалуй, таких случаев могло быть два. В 1823 году Иоганна и Бетховен проводили лето в Бадене и могли где-то пересечься.
Подтверждение - фрагмент из регистрационной книги приезжих за 1823 год, выставленной в баденском музее Бетховена и, разумеется, снятой моим жадным фотоглазом. На верхней строчке фрагмента - "Людвиг ван Бетховен, композитор, живет в Ратхаусгассе, № 94", на нижней - "Фрау Иоганна ван Бетховен, вдова императорско-королевского кассира"... Ее адрес - на предыдущей строке: Аллеегассе, № 23.
Но могла ли крошка Людовика, которой тогда было три года, что-то "живо" запомнить?... Скорее всего, и запоминать было нечего, если она вообще находилась тогда при матери. В письмах и разговорных тетрадях от лета 1823 года о присутствии Иоганны в Бадене - ни слова. Если б не эта запись, никто бы и не знал, что она там лечилась одновременно с Бетховеном.
Другой, более важный, эпизод относится к 6 августа 1826 года, когда Карл пытался покончить собой, но не убился насмерть, а засадил себе пулю в черепную кость. Кучер, прибежавший на звук выстрелов (дело было в том же Бадене), отвез его в Вену на квартиру Иоганны, и вскоре туда примчался Бетховен. Тут уж они были вынуждены общаться и даже как-то сотрудничать (записи рукой Иоганны есть в соответствующей разговорной тетради). Наверное, девочка крутилась где-то рядом и наблюдала за всем происходящим. Поскольку ситуация была экстраординарной (старший брат с пулей в голове, приход ошарашенного Бетховена, который ранее принципиально не посещал квартиру Иоганны, вызов врача, потом перевозка Карла в госпиталь под надзором полиции), то девочка могла это хорошо запомнить. Но больше нигде они видеться не могли. В Дом Черного испанца девочку явно не приводили.
Ничего больше про жизнь Людовики мне неизвестно. Ясно, что замуж она не вышла. Чем занималась - бог весть. В каких отношениях была с матерью в зрелые свои годы, тоже неясно. Судьба этой "племянницы" никого никогда не интересовала.
Умерла Людовика Хофбауэр тоже в Бадене, как и ее мать Иоганна (та скончалась в 1868 году, пережив сына на 10 лет).
Благодаря нынешнему сетевому коммунизму, теперь можно узнать даже точную дату: 5 мая 1891 года. Заметка из венской газеты Neue Freie Presse (сайт Австрийской национальной библиотеки).
Но тут ничего про "живые воспоминания" не сказано.
Откуда про них узнал автор заметки в "Журнале Индианополиса"?..
Загадка.
Кое-какие предположения у меня, впрочем, имеются, однако очень уж смутные.
Дело в том, что сын племянника Карла, Людвиг Иоганн ван Бетховен (опять те же имена, да, но на сей раз понятно, откуда: в честь обоих дядей!), под именем Луи ван Ховен в 1871 году эмигрировал в США и дослужился до поста вице-директора Южно-Тихоокеанской железной дороги. О конце его жизненного пути почти нет сведений. Якобы, умер он то ли во Франции, то ли в Бельгии между 1890 и 1916 годом. Однако этот человек вполне мог контактировать и со своей бабушкой Иоганной, и с ее дочерью Людовикой Иоганной. Кстати, "Луи ван Ховен" не стеснялся выдавать себя даже за... внука Бетховена. Авантюрист был ещё тот. Однако он "дедушку" никогда не видел, ибо родился в 1839 году. А Людовика, похоже, действительно видела.
Впрочем, это совсем уж побочный плод моих изысканий.
Копаться в подробностях такого рода любит Михаэль Лоренц, но ему и карты в руки: он живёт в Вене и, похоже, имеет достаточно времени, чтобы обследовать местные архивы.
У него исключительно интересный блог на платформе Гугла.
Но это - для ценителей.
no subject
Date: 2015-03-31 07:12 am (UTC)Опять же, материалы для дайджеста кто-то отбирает. И этот "кто-то" знал и про Людовику, и про Герхарда фон Брейнинга. Хотя последний вовсе не был в тот момент ньюсмейкером ни в каком смысле.
no subject
Date: 2015-03-31 05:59 pm (UTC)Да, действительно странно... и Ваша версия в таком случае кажется весьма вероятной...