cleofide: (Default)
[personal profile] cleofide
Вчера утром, хлопоча на кухне насчёт сырников, включила радио и попала на "эховскую" передачу, которую давно не слушаю, поскольку она выродилась в бессмысленную и нудную болтовню ни о чём - "Родительское собрание".
Как всегда, в студии собрались одни и те же взрослые дяди и тёти, начальники или преподаватели, и начали перетирать животрепещущий вопрос: стоит ли и можно ли доверять "детям" право выбора предметов для обучения в старшей школе?..
Каюсь: до конца не дослушала, уж очень это было тяжко и возмутительно.

Но сама постановка вопроса симптоматична.
"Дети" - это не первоклассники и даже не начинающие тинэйджеры из средней школы, а юноши и девушки 15-16 лет. У которых есть паспорт в кармане, которые в принципе могут устроиться на какую-нибудь работёнку, и которые, натвори они что нехорошее (не дай бог!), уже будут нести за это личную ответственность. И которые всего лишь через пару лет, в свои 18, будут признаны обязанными УБИВАТЬ врагов и УМИРАТЬ за отечество (мальчики) - или рожать и воспитывать себе подобных (девочки). Правда, если девочки ещё могут выбрать, стоит или не стоит так рано обзаводиться потомством, то мальчикам права выбора практически не оставляют, и надо сильно постараться или хорошенько "подмазать", чтобы не угодить в армейскую мясорубку. Но всё равно: они считаются полноправными взрослыми и как бы имеющим право решать, что им делать со своей жизнью.

Однако, если вплоть до самого дня 18-летия упорно не давать молодому существу принимать ответственные решения, то, боюсь, потом будет уже поздно. И нечего жаловаться на инфантильность великовозрастных дядь и тёть, которые плачут по сильной мохнатой руке или лагерному распорядку дня. Их так выучили. В том самом "совке", который вроде бы умер, да всё ещё никак не умрёт окончательно - вроде гидры, у которой постоянно вырастают новые головы вместо отрубленных.

Мне хотелось сказать этим людям, судачившим на "эховской" передаче: ну, спросите самих подростков - хотят они, могут они, готовы они выбирать? Педагоги, проведите эксперимент в своём классе! Родители, спросите своих собственных чад! (Я вот не поленилась, спросила).

Вот тогда и обсудим проблему.
Однако "эховцы" - они как вся страна: наверх не достучаться, и в якобы демократичной передаче никакая обратная связь не работает. Сиди, слушай и не рыпайся.

Ладно, скажу у себя.
Несомненно, найдутся дети, которые даже к окончанию школы не знают, чем бы заняться. Скорее всего, это либо круглые отличники, у которых всё "тип-топ", но нет ярко выраженных интересов - или, наоборот, отстающие и инертные тины, которым всё "по фигу".
Первым поможет психолог, выявив предрасположенность к определённой сфере деятельности. Вторым, боюсь, поможет только сама жизнь - когда хорошенько стукнет и тряханёт, когда появится то, что не "по фигу": настоящая любовь, дети, хозяйство, бизнес.

Но, как мне кажется, любой нормально развивающийся ребёнок априори имеет право на выбор. Дети - разные, это видно даже в песочнице. Кто-то драчлив, кто-то смешлив, кто-то уболтает кого угодно, кто-то заботлив, кто-то витает в фантазиях. И уже к средней школе эти склонности обычно формируются в пристрастия. А в старших классах подростки начинают примериваться к взрослой жизни, включая не только сигаретно-пивные и амурные удовольствия, но и поиски профессии.

А им всё долдонят и долдонят: нет, вы маленькие и глупые, вы сами не знаете, чего хотите, вам нельзя доверить выбирать, что вам нужно, а чего не нужно.

Собственно, такова и вся политика в нынешней России, сверху донизу.
Право выбора отнято у всех.

Но есть разница между внутренним сопротивлением этой депривации - и добровольным её принятием. 
Дети ещё пытаются сопротивляться, хотя бы пассивно (пофигизм, халтура и прочее "воспаление хитрости").
А взрослые пафосно гундосят на весь эфир: нет, нам не нужна демократия - мы не умеем выбирать! Нам не нужна свобода - нам нужна дисциплина! Нам не нужна наука - хватит веры! И т.д., и т.п., и ОБЖ, и РПЦ, и ФСБ, и ВКПб - и далее со всеми остановками...

На этом фоне особенно комично глядятся якобы всенародные выборы между киской, мишкой и зайкой.
Ничего другого стране выбирать не доверено.
Впрочем, и там, кажется, всё было решено с самого начала.

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2011-02-28 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] starichokgordon.livejournal.com
Подписываюсь руками-ногами.

Date: 2011-02-28 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] oberega.livejournal.com
ДА!
Меня больше всего убивает то, что молодые родители - мое поколение - говорит и думает абсолютно те же вещи, что "взрослые дяди-тети". Бесперспективнякъ.

Date: 2011-02-28 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Мастер на все руки и ноги :)

Date: 2011-02-28 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Состарились, не успев повзрослеть...

Date: 2011-02-28 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] liveonok.livejournal.com
совершенно правильно.
Я бы выбор перенесла вообще класс на седьмой, чтоб уже в 8-9 думать о дальнейшем.

Date: 2011-02-28 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] ansiana.livejournal.com
Я с Вами полность согласна. Подросток вполне уже может выбирать. Мы их слишком опекаем. Скажу по своему опыту.

Date: 2011-02-28 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] murolmi.livejournal.com
Всё верно.

Date: 2011-02-28 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] melonicecream.livejournal.com
Подросток может и должен выбирать, какой предмет изучать углубленно. Но в школе нет лишних предметов.

Date: 2011-02-28 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mar-gel.livejournal.com
Вот это точно.

Date: 2011-02-28 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] melonicecream.livejournal.com
Очень редко в таком возрасте человек способен выбрать будушую профессию.

Date: 2011-02-28 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Ох, не уверена. Сужу и по своему печальному опыту, и по опыту сына. И уж заведомо лишними будут "Россия в мире", православно-военное ОБЖ и прочая идеологическая хрень.

Date: 2011-02-28 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Почему? У Вас есть конкретные цифры и наблюдения? Конечно, речь идет не об узкой специализации, а о сфере интересов. По крайней мере, кто гуманитарии, а кто технарь, обычно видно.

Date: 2011-02-28 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] melonicecream.livejournal.com
Эту хрень и собираются вводить по новым стандартам. Сейчас в школе дают много лишних знаний, которые не могут дети усвоить, но предметов лишних нет, разве что ОБЖ- полный отстой.

Date: 2011-02-28 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] melonicecream.livejournal.com
Какие предметы Ваш мальчик считает лишними?

Date: 2011-02-28 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Потом спрошу. Он сейчас уроки делает. Но заранее скажу, что он "забил" на французский (второй язык) и МХК (ох, позор мне!).

Date: 2011-02-28 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] melonicecream.livejournal.com
Не думаю, что обычно видно. Многих интересует в таком возрасте все или ничего. а математика необходима и гуманитариям, и технарям. Она организует мышление.

Date: 2011-02-28 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Мне бы лучше про это не надо. Поскольку мне она нужна в объёме начальной школы. Ну, средней. Не больше.
Можете считать меня круглой дурой.

Date: 2011-02-28 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] melonicecream.livejournal.com
Средней да, нужна. А высшая уже на любителя:)

Date: 2011-02-28 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] melonicecream.livejournal.com
Вот ия считаю, что второй язык только для того, кто хочет, то есть факультативно. На МХК забил, значит преподают не харизматично:))

Date: 2011-02-28 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] yudinkostik.livejournal.com
согласен...

вообще, чем раньше ребенок научится самостоятельно определяться и выбирать, тем лучше, мне кажется...

тут вот пишут в комментариях, что мало кто способен выбрать профессию в подростковом возрасте... ну а если все решать за человека, так он никогда и не научится...

Date: 2011-02-28 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] liveonok.livejournal.com
профессию - действительно, скорее всего вряд ли.Но примерное направление уже вполне.В эти годы вполне понятно, что физик не станет лириком и наоборот.И уже можно выбирать профиль.

Date: 2011-03-01 12:39 am (UTC)
From: [identity profile] iriah.livejournal.com
Школу закончил 6,5 лет назад. Судить могу о четырёх группах - о моих сверстниках (одноклассниках и однокурсниках), о студентах 3-го курса, с которыми проводил занятия, а также о родственниках, которые младше меня на 4-5 лет.

Прежде всего - все очень разные в своём развитии.
Некоторые уже в восьмом-девятом классе были увлечены чем-то, взахлёб читали пусть популярные, но книжки (а не учебники), касающиеся будущей профессии. Участвовали в олимпиадах не с целью оправдать комплекс отличника, а чтобы после сдачи своих листов пообщаться с другими участниками на "профессиональные" темы.

Другие (ни в коем случае не хочу их называть отстающими, они просто другие) к 3-му курсу университета не знали, к чему у них есть призвание, кем они себя видят.

И, наконец, мои однокашники. Среди них: кто работает, кто учится в аспирантуре или получает второе высшее образование (такие есть из моей школы, но среди однокурсников о таких не знаю), кто воспитывает детишек. Про своих однокурсников знаю, что очень многие не устроились по специальности (зарплата без подработки не позволяет даже прокормиться), но, не смотря на это, не отчаялись и все без исключения очень благодарны Alma mater.

Мне кажется, идеальной была бы ситуация, когда старшеклассник мог выбирать между "стандартным средним образованием" и "базовым ядром с набором предметов по выбору". Хотя, при нынешнем финансировании и количестве педагогов в средней школе это скорее всего нереализуемо.

В качестве постскриптума. Самой вопиющей и страшной ситуацией вижу давление родителей на старшеклассника при выборе профессии и ВУЗа. Пример из моей школы: девочка желала изучать теоретическую лингвистику (и даже успешно участвовала в олимпиадах по ней), а родители сказали, что это бесперспективно и заставили её поступить в экономическую специальность. Это лишь спровоцировало конфликт поколений. Кстати, данная история закончилась следующим образом: работая с 3-го курса по специальности, "экономист из-под палки" стала хорошо зарабатывать, снимает жильё и всё свободное время посвящает лингвистике. Но, увы, не общается с родителями.

Date: 2011-03-01 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Вот я о том же!

Date: 2011-03-01 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Вечером спросила, что бы он "отменил". Так и есть: французский и МХК. Думаю, первое - оттого, что учительница слишком "девочковая" (отсюда и мнение о языке как недостойном настоящего мужика). Второе - да, видимо, скучно излагают.

Date: 2011-03-01 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Из математики мне нужно три действия: сложение, вычитание и умножение. Даже деление в быту не очень нужно, а уж если приспичит - есть калькулятор. Тем более - корни, дроби и проценты; кто это сообще считает нынче в голове? А уж с графиками, функциями и косинусами-синусами я вообще никогда не имела никаких отношений. Помню названия, но не более того.

Итого: мучений с математикой было гораздо больше, чем пользы от неё. А мышление отлично развивают философия и языки, особенно древние. Кстати, и музыка тоже.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

cleofide: (Default)
cleofide

September 2017

S M T W T F S
     1 2
3 456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 22nd, 2026 05:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios