cleofide: ("Ифигения в Тавриде" Ансельм Фейербах)
[personal profile] cleofide
Уже пару дней руки чешутся написать о "Евгении Онегине" - не в связи с днём рождения Пушкина, а так, для себя. Но пусть уж будет приурочено к дате, хотя мысли не совсем праздничные.

Повод, однако, был.
Надумала я летом прочитать с отроком "ЕО" строфу за строфой, объясняя всё непонятное. Потому что сам он читать заведомо не будет, споткнувшись на первой же фразе. И вообще к стихам юный технократ абсолютно глух.

И вот, прикидывая, как бы это лучше проделать, я вдруг поняла, что одна очень важная вещь (психологически важная) обычно вообще в связи с "ЕО" не обсуждается, по крайней мере, в школьной среде.

"Евгений Онегин" - это роман о сироте.

"Лишний человек" уже навяз в зубах (хотя в своё время мысль Белинского казалась, вероятно, и хлёсткой, и горькой, и парадоксальной). Но почему и с каких пор он - лишний?
А прямо с детства.

Роман ведь начинается с того, что Онегин хоронит своего последнего родственника - "дядю самых честных правил", к которому не питал никаких привязанностей. Далее сказано, что Евгений - "наследник всех своих родных", то есть никого в живых уже нет. Очень вскользь говорится об отце, который мало занимался мальчиком, предоставив его заботам "мусью".
Мы, кстати, даже не знаем отчества Онегина (а про Татьяну знаем, что она Дмитриевна). 

Про мать же героя не сказано вообще ничего.
Можно заключить, что она умерла совсем рано, и у мальчика не осталось о ней никаких воспоминаний.
А может, она, подобно Надежде Осиповне, просто не занималась сыном, ведя светский образ жизни - но в итоге тоже скончалась молодой.
У Татьяны, помимо матушки, имелась няня.
Вероятнее всего, няня когда-то была и у Евгения, однако к началу романа никаких следов от неё не осталось. Либо её давно уже спровадили к родным осинам (когда появился мусью), либо она тоже давно умерла.

То есть у мальчика Ени (или Гени - Женями, как сейчас, тогдашних Евгениев не называли) полностью отсутствовал опыт проживания в семье вообще, и особенно в семье, где есть женщины (неважно, кто: мать, няня, тётя, сестра). Более того, вплоть до смерти дяди он не жил в деревне, не имел "родового гнезда", не был окружён какими-никакими, но "своими" родственниками и родственницами.
Он понятия не имел, что такое девочки или бабушки, и не знал, что любовь не обязательно бывает эротической (ну какой там эрос у Пушкина с Ариной Родионовной?), и что чаровницы столичных салонов не вырастают на пустом месте за ночь, как грибы...

Эх, будь у него мать, сестра или няня, она бы, наверное, не допустила дурацкой дуэли с Ленским (таким же сиротой, только ещё менее зрелым) или заставила бы обернуть дело миром...

Сирота же никому не нужен.
Потому он и "лишний человек".

Нужен он был Татьяне, но... испугался, отшатнулся, понимая: любовь и брак - дело серьёзное (в то время - узы на всю жизнь), а у него не только никакого семейного опыта, но и представления об этой стороне жизни весьма односторонние и во многом превратные.

Потом, конечно, дозрел.
Но было поздно.

P.S. Один живой родственник у Евгения в романе всё же есть - а именно, князь и генерал, муж Татьяны. Загадочная фигура! (Не путать с оперным Греминым). Похоже, что родство это очень дальнее, даже не двоюродное.

 

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2010-06-06 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] stvne.livejournal.com
Да, всё по делу. Об этом у нас действительно не говорилось, хотя по фактам и очевидные вещи... Спасибо!

Date: 2010-06-06 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] nick-1.livejournal.com
i>И вообще к стихам юный технократ абсолютно глух.
Я точно так же огорчал родителей, только несколько с другой стороны. Однажды папа стал меня стыдить, мол, тебе 12 лет, а ты ни Пушкина, ни Тургенева, ни Грибоедова ни разу открывал, даже не знаешь, кто такой Скалозуб. На что я тут же гордо ответил:
-Почему не знаю? Знаю, скалозуб - это такая австралийская двоякодышащая рыба, родственник лепидосирена. А про него Грибоедов тоже что-нибудь написал?
Бедные родители..)
А к Онегину я в соответствующем возрасте относился примерно, как Писарев, и с восторгом прочел статьи последнего. Потом приволок их в школу и вслух читал одноклассникам, и за этим занятием был пойман единственной дурой в нашей школе - старшей пионервожатой. Она поволокла меня к завучу, и стала кричать, что я читаю "антисоветские статьи против Пушкина". Завуч и другие учителя чуть под столы не попадали от смеха, и мне тоже было весело.

Date: 2010-06-06 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] al-maat.livejournal.com
Да, интересный взгляд... никогда не думала о ЕО с такой точки зрения... А ведь все очень логично получается.
Спасибо!

Date: 2010-06-06 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] deliadelia1.livejournal.com
Но сам Пушкин не раз дрался на дуэлях. Может дело не в отсутствии женского воспитания, а в нравах того времени, дурацкой понятии о чести (так мне турков современных напоминает, у них тоже треплют это прекрасноге слово, когда убивают собственных сестер, "запятнавших честь семьи" современным образом жизни). Трусом не хотел прослыть?
Это с нашей точки зрения дуэль - бред. А тогда думали иначе.

Date: 2010-06-06 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Смотря какая дуэль. Иногда действительно речь идёт о чести. Пушкин ведь вызвал Дантеса не потому, что ревновал к Натали (хотя это было), а потому, что его назвали "рогоносцем". Расчёт писавших был верен: после такого оскорбления пути назад нет.

Дурацкие дуэли, конечно, бывали. Но между друзьям они обычно кончались либо миром, либо выстрелами в воздух. Подобных случаев в биографии А.С. было штук двадцать.

Date: 2010-06-06 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
"Взгляд, быть может, варварский, но верный" :)

Date: 2010-06-06 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
В 12 лет читать ЕО явно рановато (хотя я читала и раньше). И даже в 15 он трудно доходит. С другой стороны, не знать тоже нельзя.

Date: 2010-06-06 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Ну вот, удалось сказать новое слово!

Date: 2010-06-06 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] nick-1.livejournal.com
В 14 тоже несколько рановато, поэтому я так легко поверил Писареву:)

Date: 2010-06-06 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] erg-23.livejournal.com
Очень хорошо! У Вас неординарный взгляд на литературу.

Date: 2010-06-06 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] erg-23.livejournal.com
Хотела сказать на "хрестоматийное", т.е. давно забытое и неинтересное.

Date: 2010-06-06 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] rayskiy-sergei.livejournal.com
Спасибо. Тему явно стоит развить.

Date: 2010-06-06 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] melonicecream.livejournal.com
Мы на уроках литературы обсуждали, что "лишние люди" появляются в результате недостатков семейного воспитания. Учительница всегда акцент на этом делала.

Date: 2010-06-06 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] oberega.livejournal.com
ну, мадам за ним все-таки ходила.
не знаю... мне кажется, что щемящая прелесть этой истории в том, что каждый с ней знаком изнутри.

Date: 2010-06-06 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] davlatov.livejournal.com
Ха, занимаюсь тем же самым - читаю дочке. Вместе с комментариями Набокова (http://imwerden.de/pdf/nabokov_kommentary_k_evgeniju_oneginu_1998.pdf).
Успехов!

Date: 2010-06-06 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] mar-gel.livejournal.com
В результате сиротства мог сформироваться и совсем другой тип личности - как Пьер Безухов, например.

Date: 2010-06-06 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
У меня вообще взгляд неординарный... :)

Date: 2010-06-06 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Сразу виден женский подход!

Date: 2010-06-06 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Главное, не переборщить :)

Date: 2010-06-06 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Конечно, пути у всех разные.

Date: 2010-06-06 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
У меня где-то Набоков дома упрятан. Надо завалы разгрести. Или вправду скачаю на ридер. Спасибо!

Date: 2010-06-06 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Видимо, с мадам душевного контакта не было :(

Date: 2010-06-06 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] rayskiy-sergei.livejournal.com
А это зависит от того, кто развивать станет. Психоаналитик-фрейдист, конечно, развернётся... А мы просто внимательно перечитаем ещё раз.

Date: 2010-06-06 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] rayskiy-sergei.livejournal.com
Так ведь в том и дело, видимо, что сиротство - это только один из факторов. Вы же помните знаменитое условие для появления в России Пушкина - выписать прадедушку из Эфиопии...

Date: 2010-06-06 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Ну да, если выписывать предков из Шотландии, то получаются Лермонтовы...
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

cleofide: (Default)
cleofide

September 2017

S M T W T F S
     1 2
3 456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 22nd, 2026 08:45 am
Powered by Dreamwidth Studios