cleofide: ("Ифигения в Тавриде" Ансельм Фейербах)
cleofide ([personal profile] cleofide) wrote2010-06-06 11:26 am

Роман о сироте

Уже пару дней руки чешутся написать о "Евгении Онегине" - не в связи с днём рождения Пушкина, а так, для себя. Но пусть уж будет приурочено к дате, хотя мысли не совсем праздничные.

Повод, однако, был.
Надумала я летом прочитать с отроком "ЕО" строфу за строфой, объясняя всё непонятное. Потому что сам он читать заведомо не будет, споткнувшись на первой же фразе. И вообще к стихам юный технократ абсолютно глух.

И вот, прикидывая, как бы это лучше проделать, я вдруг поняла, что одна очень важная вещь (психологически важная) обычно вообще в связи с "ЕО" не обсуждается, по крайней мере, в школьной среде.

"Евгений Онегин" - это роман о сироте.

"Лишний человек" уже навяз в зубах (хотя в своё время мысль Белинского казалась, вероятно, и хлёсткой, и горькой, и парадоксальной). Но почему и с каких пор он - лишний?
А прямо с детства.

Роман ведь начинается с того, что Онегин хоронит своего последнего родственника - "дядю самых честных правил", к которому не питал никаких привязанностей. Далее сказано, что Евгений - "наследник всех своих родных", то есть никого в живых уже нет. Очень вскользь говорится об отце, который мало занимался мальчиком, предоставив его заботам "мусью".
Мы, кстати, даже не знаем отчества Онегина (а про Татьяну знаем, что она Дмитриевна). 

Про мать же героя не сказано вообще ничего.
Можно заключить, что она умерла совсем рано, и у мальчика не осталось о ней никаких воспоминаний.
А может, она, подобно Надежде Осиповне, просто не занималась сыном, ведя светский образ жизни - но в итоге тоже скончалась молодой.
У Татьяны, помимо матушки, имелась няня.
Вероятнее всего, няня когда-то была и у Евгения, однако к началу романа никаких следов от неё не осталось. Либо её давно уже спровадили к родным осинам (когда появился мусью), либо она тоже давно умерла.

То есть у мальчика Ени (или Гени - Женями, как сейчас, тогдашних Евгениев не называли) полностью отсутствовал опыт проживания в семье вообще, и особенно в семье, где есть женщины (неважно, кто: мать, няня, тётя, сестра). Более того, вплоть до смерти дяди он не жил в деревне, не имел "родового гнезда", не был окружён какими-никакими, но "своими" родственниками и родственницами.
Он понятия не имел, что такое девочки или бабушки, и не знал, что любовь не обязательно бывает эротической (ну какой там эрос у Пушкина с Ариной Родионовной?), и что чаровницы столичных салонов не вырастают на пустом месте за ночь, как грибы...

Эх, будь у него мать, сестра или няня, она бы, наверное, не допустила дурацкой дуэли с Ленским (таким же сиротой, только ещё менее зрелым) или заставила бы обернуть дело миром...

Сирота же никому не нужен.
Потому он и "лишний человек".

Нужен он был Татьяне, но... испугался, отшатнулся, понимая: любовь и брак - дело серьёзное (в то время - узы на всю жизнь), а у него не только никакого семейного опыта, но и представления об этой стороне жизни весьма односторонние и во многом превратные.

Потом, конечно, дозрел.
Но было поздно.

P.S. Один живой родственник у Евгения в романе всё же есть - а именно, князь и генерал, муж Татьяны. Загадочная фигура! (Не путать с оперным Греминым). Похоже, что родство это очень дальнее, даже не двоюродное.

 


[identity profile] stvne.livejournal.com 2010-06-06 07:52 am (UTC)(link)
Да, всё по делу. Об этом у нас действительно не говорилось, хотя по фактам и очевидные вещи... Спасибо!

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 08:40 am (UTC)(link)
Ну вот, удалось сказать новое слово!

[identity profile] nick-1.livejournal.com 2010-06-06 08:04 am (UTC)(link)
i>И вообще к стихам юный технократ абсолютно глух.
Я точно так же огорчал родителей, только несколько с другой стороны. Однажды папа стал меня стыдить, мол, тебе 12 лет, а ты ни Пушкина, ни Тургенева, ни Грибоедова ни разу открывал, даже не знаешь, кто такой Скалозуб. На что я тут же гордо ответил:
-Почему не знаю? Знаю, скалозуб - это такая австралийская двоякодышащая рыба, родственник лепидосирена. А про него Грибоедов тоже что-нибудь написал?
Бедные родители..)
А к Онегину я в соответствующем возрасте относился примерно, как Писарев, и с восторгом прочел статьи последнего. Потом приволок их в школу и вслух читал одноклассникам, и за этим занятием был пойман единственной дурой в нашей школе - старшей пионервожатой. Она поволокла меня к завучу, и стала кричать, что я читаю "антисоветские статьи против Пушкина". Завуч и другие учителя чуть под столы не попадали от смеха, и мне тоже было весело.

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 08:39 am (UTC)(link)
В 12 лет читать ЕО явно рановато (хотя я читала и раньше). И даже в 15 он трудно доходит. С другой стороны, не знать тоже нельзя.

(no subject)

[identity profile] nick-1.livejournal.com - 2010-06-06 08:52 (UTC) - Expand

[identity profile] al-maat.livejournal.com 2010-06-06 08:10 am (UTC)(link)
Да, интересный взгляд... никогда не думала о ЕО с такой точки зрения... А ведь все очень логично получается.
Спасибо!

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 08:38 am (UTC)(link)
"Взгляд, быть может, варварский, но верный" :)

[identity profile] deliadelia1.livejournal.com 2010-06-06 08:31 am (UTC)(link)
Но сам Пушкин не раз дрался на дуэлях. Может дело не в отсутствии женского воспитания, а в нравах того времени, дурацкой понятии о чести (так мне турков современных напоминает, у них тоже треплют это прекрасноге слово, когда убивают собственных сестер, "запятнавших честь семьи" современным образом жизни). Трусом не хотел прослыть?
Это с нашей точки зрения дуэль - бред. А тогда думали иначе.

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 08:37 am (UTC)(link)
Смотря какая дуэль. Иногда действительно речь идёт о чести. Пушкин ведь вызвал Дантеса не потому, что ревновал к Натали (хотя это было), а потому, что его назвали "рогоносцем". Расчёт писавших был верен: после такого оскорбления пути назад нет.

Дурацкие дуэли, конечно, бывали. Но между друзьям они обычно кончались либо миром, либо выстрелами в воздух. Подобных случаев в биографии А.С. было штук двадцать.

[identity profile] erg-23.livejournal.com 2010-06-06 08:55 am (UTC)(link)
Очень хорошо! У Вас неординарный взгляд на литературу.

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 10:03 am (UTC)(link)
У меня вообще взгляд неординарный... :)

[identity profile] erg-23.livejournal.com 2010-06-06 08:56 am (UTC)(link)
Хотела сказать на "хрестоматийное", т.е. давно забытое и неинтересное.

[identity profile] rayskiy-sergei.livejournal.com 2010-06-06 09:13 am (UTC)(link)
Спасибо. Тему явно стоит развить.

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 10:05 am (UTC)(link)
Главное, не переборщить :)

[identity profile] melonicecream.livejournal.com 2010-06-06 09:17 am (UTC)(link)
Мы на уроках литературы обсуждали, что "лишние люди" появляются в результате недостатков семейного воспитания. Учительница всегда акцент на этом делала.

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 10:04 am (UTC)(link)
Сразу виден женский подход!

[identity profile] oberega.livejournal.com 2010-06-06 09:30 am (UTC)(link)
ну, мадам за ним все-таки ходила.
не знаю... мне кажется, что щемящая прелесть этой истории в том, что каждый с ней знаком изнутри.

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 10:07 am (UTC)(link)
Видимо, с мадам душевного контакта не было :(

[identity profile] davlatov.livejournal.com 2010-06-06 09:43 am (UTC)(link)
Ха, занимаюсь тем же самым - читаю дочке. Вместе с комментариями Набокова (http://imwerden.de/pdf/nabokov_kommentary_k_evgeniju_oneginu_1998.pdf).
Успехов!

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 10:07 am (UTC)(link)
У меня где-то Набоков дома упрятан. Надо завалы разгрести. Или вправду скачаю на ридер. Спасибо!

(no subject)

[identity profile] davlatov.livejournal.com - 2010-06-06 11:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] cleofide.livejournal.com - 2010-06-06 16:32 (UTC) - Expand

[identity profile] mar-gel.livejournal.com 2010-06-06 09:55 am (UTC)(link)
В результате сиротства мог сформироваться и совсем другой тип личности - как Пьер Безухов, например.

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 10:06 am (UTC)(link)
Конечно, пути у всех разные.

(no subject)

[identity profile] cleofide.livejournal.com - 2010-06-06 10:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] cleofide.livejournal.com - 2010-06-06 10:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] cleofide.livejournal.com - 2010-06-06 10:34 (UTC) - Expand

[identity profile] kizteg.livejournal.com 2010-06-06 10:50 am (UTC)(link)
Возможно Вам будет интересна сегодня по Пятому каналу программа "Картина маслом" в 19.30.

Ведущий Дмитрий Быков и его собеседники смотрят и обсуждают документальный фильм «29 дуэлей Пушкина».

[identity profile] petrazmus.livejournal.com 2010-06-06 12:47 pm (UTC)(link)
"Сперва мадам за ним ходила". (Не женщина?)
Его отец служил - так как же им было жить в "родовом гнезде"?
Судя по всему он получил домашнее образование и похоже весьма по тем временам неплохое. Т.е. сиротой он сам нанимал учителей и в 18 лет прогнал их со двора?

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 04:40 pm (UTC)(link)
Тоже, нужно сказать, аномалия для дворянского сына. Домашнее образование практиковалось до наступления отрочества (и только у девочек им могло всё и ограничиться). Потом мальчики либо шли в ближайшую гимназию, либо ехали в столицы учиться в казённые учебные заведения, либо лет в 16 поступали в полк, к которому были смладу приписаны.

[identity profile] m-ignatieva.livejournal.com 2010-06-06 01:04 pm (UTC)(link)
Верно все. Это и у Лескова в "Островитянах" говорят одному безобразнику: вас я прощаю, а вот вашей матери простить не могу, что она вас нужным вещам не научила.
Цитирую по памяти - простите.
А я "ЕО" читаю почти ежедневно. Вопросов много, иногда появляются ответы и так же исчезают. Мерцающий и не пресыщающий роман.

[identity profile] viktoria-az.livejournal.com 2010-06-06 01:47 pm (UTC)(link)
Как раз думаю, как заставить дитя 12 лет впитывать великую русскую литературу а не манги в компьютере? Поздно спохватилась! Ну конечно, во всем мама виновата. А то кто ж?
Кстати, нам с сестрой наша мама читала "Онегина", когда мы были совсем маленькие, лет в 5-6-7. Не все подряд, но выборочно. Мы тогда жили на Севере, где телесигнал не ловился, а вечера были дли-иные. И я до сих пор за строфами романа слышу мамин голос. Хотя тогда, наверное, ничего не понимала. Но на подсознание легло на всю жизнь. Импринтинг или как это там?

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 04:37 pm (UTC)(link)
Думаю, что в подсознание моего сына легли сказки Пушкина, которые я ему по многу раз читала в нежном возрасте. Сейчас он предпочитает о них не вспоминать, но я не верю, что всё забыто.

(no subject)

[identity profile] viktoria-az.livejournal.com - 2010-06-06 17:04 (UTC) - Expand

[identity profile] yohji-nap.livejournal.com 2010-06-06 02:56 pm (UTC)(link)
Подумал и понял, что как-то так всегда и воспринимал Онегина. Правда, последний раз очень давно читал, но всё же если бы спросили, точно предположил бы, что сирота. Сейчас залез в лотмановский комментарий, но там почти ничего по этой теме нет.

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 04:36 pm (UTC)(link)
Так это же факт: "наследник всех своих родных" - значит, в живых никого нет.

[identity profile] alex1969.livejournal.com 2010-06-06 04:41 pm (UTC)(link)
Не могу допустить, что Пушкин просто так позабыл, что у Онегина есть мать. Наверняка он обдумывал эту тему. Однако ничего не написал. Загадка...

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 04:41 pm (UTC)(link)
Может, тяжело было вспоминать собственную матушку...

(no subject)

[identity profile] alex1969.livejournal.com - 2010-06-06 16:55 (UTC) - Expand

[identity profile] muehlbach.livejournal.com 2010-06-06 06:49 pm (UTC)(link)
Cleоfide: Эх, будь у него мать, сестра или няня, она бы, наверное, не допустила дурацкой дуэли с Ленским (таким же сиротой, только ещё менее зрелым) или заставила бы обернуть дело миром...

...и женился бы Ленский на Ольге, а Онегин на Татьяне. И стали бы они жить-поживать, да добра наживать. И ходили бы они друг к другу в гости пить чай с малиновым вареньем... :-)

[identity profile] cleofide.livejournal.com 2010-06-06 06:51 pm (UTC)(link)
Онегин на Татьяне по-любому бы не женился - судьба есть судьба :)

(no subject)

[identity profile] muehlbach.livejournal.com - 2010-06-06 19:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] cleofide.livejournal.com - 2010-06-06 19:16 (UTC) - Expand

[identity profile] petrark.livejournal.com 2010-06-06 07:09 pm (UTC)(link)
Никогда об этом не думал, хотя это так очевидно.

[identity profile] yudinkostik.livejournal.com 2010-06-06 08:24 pm (UTC)(link)
хм... ну, если бы у Онегина была мать или няня (а тем более - жена:) - он просто не был бы Онегиным:)

вообще, сомневаюсь, чтобы в то время мать или няня могли удержать от дуэли - скорее всего, они бы просто ничего об этом не узнали... т.е. узнали бы постфактум...

[identity profile] starichokgordon.livejournal.com 2010-06-07 07:04 am (UTC)(link)
ЗдОрово!