cleofide: (Default)

Вчера всей семьёй побывали на последнем показе "Волшебной флейты" Моцарта в Большом театре (новая сцена) - спектакль Комише Опер в рамках Чеховского фестиваля.

Музыкальный руководитель – Габриэль Фельц
Постановка – Сьюзан Андрейд («1927»), Барри Коски (Комише опер Берлин)
Анимация – Пол Бэрритт («1927»)
Концепция (идея) – «1927» (Сьюзан Андрейд и Пол Бэрритт) и Барри Коски
Сценография и костюмы – Эстер Биалас
Драматургия – Ульрих Ленц
Хормейстер – Давид Кавелиус
Свет – Диего Литц


Рассказывать об этом невероятном зрелище - напрасный труд, это надо видеть.
Скататься в Берлин мне не по карману, а на ЮТубе выложены только маленькие кусочки - чаще трейлеры с мелкой нарезкой эпизодов.
Но и они отчасти дают понять замысел авторов.




Снимать во время спектакля запрещено.
Поэтому мои картинки - только с поклонов.





Кое-какие картинки )
cleofide: A writing desk in the wood, my photo 2015 (Wood Cabinet)

В этом году мы вновь исполнили давний ритуал: наведаться весною в лес, в котором я выросла.
Сын тоже полюбил этот лес, ибо я начала водить его туда с детства, постепенно объясняя, как и что устроено в лесном сообществе жизней.
Вообще-то когда-то, очень давно, родители со своими друзьями и нами, детьми, выезжали в лес каждую неделю в любое время года - зимой на лыжах.
Но всё равно весеннее свидание с лесом, после окончательного схода снега и появления майской зелени, всегда воспринималось как нечто особенное - праздничное и торжественное.
Воистину - Весня Священная.




Лесные университеты )
cleofide: Persia, Louristan, 100-800 B.C. (Луристан)
На исходе прошлого дачного сезона возникло недоброе подозрение, что рядом с полюбившимся нам карьером Случайный под Электросталью решили построить автомагистраль.
Мы сильно приуныли, ибо места там почти дикие, малолюдные, привольные.
Дорога, конечно, погубит всё - и карьер, и окрестные поля.
Та пустынная дорожка, которая видна на первом фото, не ведёт ровно никуда. Вернее, она-таки ведёт к Случайному, но тем концом, с которого снята, упирается в железнодорожные пути, и тут её каждый год старательно перекапывают и оснащают глубокими рвами, чтобы не могли проехать никакие автомобилисты (да и не всякий пацан на мопеде одолеет такие преграды).

Через прозрачные по весне деревья видно, что после первой лесополосы идиллия кончается.
А что начинается?..
Мы 30 апреля решили сходить и проверить.






Походить, посмотреть... )
cleofide: (Default)
За окном, поди, скоро снег пойдёт... Обычный майский снег.
Самое время поговорить про "Снегурочку".

Дмитрий Феликсович Черняков поставил в Париже оперу Римского-Корсакова, про которую сам Николай Андреевич говорил: кто, дескать, не понимает "Снегурочку", тот не понимает и меня.
Благодаря всемогущей сети и альтруизму телеканала Arte, можно не ездить в Париж, а посмотреть спектакль онлайн:

concert.arte.tv/fr/la-fille-de-neige-de-nikolai-rimski-korsakov-lopera-de-paris

Обещают DVD, а пока в сети можно выловить и запись этой онлайн-версии.

Появились и рецензии тех, кто видел спектакль живьём, и интервью самого режиссёра.
Самая интересная, обстоятельная и подробная статья Дмитрия Ренанского вышла в "Коммерсанте":

Чужой среди реконструкторов

Текст... )

Фото: Elisa Haberer / Opera national de Paris

Для того чтобы ответить на вызов Римского-Корсакова, Чернякову пришлось радикально перестроить драматургию произведения — сведя на нет сказочно-волшебный план оперы, он переосмыслил и максимально усложнил не только природу чувств персонажей, но и то, что в театре принято называть предлагаемыми обстоятельствами. Точка отсчета здесь не драма главной героини, но окружающий и провоцирующий ее социальный контекст. "Снегурочка" во многом выглядит вариацией черняковского "Парсифаля": в режиссерском фокусе вновь оказывается сообщество людей, отказавшихся от реальной жизни ради существования в полусектантском кругу и занятых реконструкцией выхолостившихся, давно потерявших изначальный смысл ритуалов. Берендеево царство в парижском спектакле — это компания современных ролевиков, удалившихся в непроходимую чащобу, чтобы инсценировать там древнерусские обряды под присмотром главного идеолога, "Царя Берендея" (Максим Пастер). Если уж называть героев постановки именами, предложенными Римским-Корсаковым, их всякий раз приходится мысленно заключать в кавычки — в "Снегурочке" Чернякова все не то, чем кажется. Это в финале спектакля над сценой будет угрожающе полыхать восьмиконечная свастика-коловрат, но поначалу лесная поляна, облюбованная под автокемпинг, выглядит вполне безобидно — что-то вроде тематического летнего лагеря, где, как в черняковском "Руслане и Людмиле", разыгрываются костюмированные представления "под старину".

Отправляя главную героиню "в люди", ее родители, разумеется, не помышляют ни о чем дурном — с этой немолодой разведенной парой зритель встречается в прологе, превращенном Черняковым из фантастической небылицы в точно подсмотренный психологический этюд. Мать — преподающая в начальной школе пение оперная дива на пенсии, ее портрет в молодости будет перерисовывать с открытки предводитель берендеев. Когда-то она, вероятно, пела Весну-Красну, а ее сценическим партнером в партии Деда Мороза был, возможно, будущий отец Снегурочки (грандиозная, даром что эпизодическая, роль Владимира Огновенко). Ребенка он воспитывал в одиночку, увлеченной карьерой диве не было до дочери никакого дела — и вот теперь, накануне совершеннолетия, ее привели к матери то ли познакомиться, то ли попрощаться. Балетный класс, пианино, "сменка", одетые в трогательные костюмы пернатых первоклашки, нестройными голосами репетирующие предписанный Римским-Корсаковым хор птиц, напряженное молчание бывших партнеров, детские варежки на резинках и белый полушубок героини, сначала восторженно наблюдающей за матерью, а потом испуганно подглядывающей за объяснением родителей из-за двери: эта лучшая в спектакле сцена, сыгранная как будто поверх музыки, но одновременно так точно совпадающая с наивно-щемящей интонацией партитуры,— новая вершина театра Чернякова.

Фото: Elisa Haberer / Opera national de Paris

Встреча замкнутого сообщества с Другим в его постановках никогда ничем хорошим не заканчивалась, так что предугадать дальнейшее развитие режиссерского сюжета, в сущности, достаточно легко: вторжение извне грозит нарушить герметичность мира берендеев — а значит, героиня будет принесена в жертву целостности системы. Как и "чистый простец" Парсифаль, Снегурочка (безупречная с точки зрения вокала и актерски бескомпромиссная Аида Гарифуллина) единственная здесь не играет роль, не следует ритуалам, но ведет себя максимально естественно: нелепо, неловко, но неизменно искренне она невольно выявляет тотальное лицемерие окружающего "общества спектакля", для которого свадьба — это главным образом повод для постановочных фото в жанре "жизнь удалась", а все чувства наигранны и показны. Если у Римского-Корсакова Снегурочка — центр притяжения, то у Чернякова она никому по-настоящему не интересна. Ее используют для того, чтобы спровоцировать ревность, ее пытаются насильно заставить полюбить, чтобы похвастаться своей привлекательностью, и только. Протагонистка оказывается пешкой в чужой игре, правила и ход которой ей не до конца ясны и в конце концов сводят с ума: в финале первого акта она падает в обморок, в финале спектакля — замертво.

Парижская "Снегурочка" выглядит первым в сценической биографии оперы опытом серьезного театрального осмысления партитуры Римского-Корсакова. В самых удачных эпизодах спектакля Черняков, чутко поддержанный дирижером Михаилом Татарниковым, вычитывает конкретные сценические решения из логики музыкальной драматургии — овеществляя, скажем, жестокую неумолимость обрядовых сцен или, вопреки традиции, передавая партию Леля от певицы-травести контратенору (Юрий Миненко), не просто преодолевая тем самым пресловутую оперную условность, но реализуя чувственный, эротический потенциал, заложенный в этой роли композитором. Между тем, задав небывалый даже для театра Чернякова градус достоверности действия в первых сценах, "Снегурочка" постепенно сдает обороты и идет по нисходящей — в какой-то момент режиссер становится заложником жестко выстроенного концепта, чем дальше, тем больше расходящегося со сверхсюжетом произведения: тихая кульминация оперы, финальная сцена таяния героини, Liebestod Римского-Корсакова, напоминающая о неразрывной связи либидо и мортидо, теряется напрочь. Проблема тут, разумеется, отнюдь не в ошибочном выборе режиссерской стратегии, а в мучительной сложности самой ситуации культурной трансгрессии, выхода за пределы омертвевшей нормы жанра. Попытка нащупать новую театральную идентичность оперных партитур прошлого, реанимировать их художественные коды и переизобрести улетучившиеся со временем социокультурные контексты всегда волей-неволей связана с необходимостью чем-то жертвовать — при переводе на современный сценический язык, как и при любом переводе вообще, частичная потеря содержания первоисточника практически неизбежна.

 


Со многими мыслями этой статьи я готова согласиться, однако в одном существенном пункте моё восприятие спектакля оказалось диаметрально противоположным.

Это - Пролог, превращённый, по словам критика, "из фантастической небылицы в точно подсмотренный психологический этюд".
Именно это и вызывало у меня ощущение какой-то фальши, надуманности, придуманности, предельного упрощения концепции драмы.
Славянский миф, претворённый в "Снегурочке" - точно такая же "фантастическая небылица", как христианский миф о Граале в "Парсифале" или германо-скандинавские мифы в "Кольце нибелунга". Да, в нынешнем мире принято делать тысячи реверансов перед набравшими непомерную власть монотеистическими религиями, но при этом в душе не верить ни во что, кроме денег, грубой силы или эдипова комплекса. Но пытаться понять, что на самом деле проиходит в упомянутых операх, совершенно отринув их мифологическое и сакральное ядро, вряд ли получится без катастрофического упрощения всего и вся.


Некоторые соображения )



cleofide: (Default)

Поскольку моя аудитория на ФБ и в ЖЖ не совсем совпадает, то пусть этот большой (часовой) файл будет и здесь.
Снято в минувшую пятницу 5 мая во время Научного студенческого семинара «Традиции оркестрового исполнительства: от барокко до наших дней»



cleofide: A writing desk in the wood, my photo 2015 (Wood Cabinet)

Есть недалеко от нашей дачки одно милое моему сердцу местечко.
Ничего особенного: маленький, довольно грязненький прудик в лесу, выходящий одним боком к дороге, по которой изредка ездят машины - это не шоссе, а бетонка, соединяющая дачные массивы.
Но этот прудик и этот лес напоминают мне Поляну - волшебное место силы, которого больше нет. Тот лес уничтожили. Вырубили. Я так и не успела побывать у Поляны напоследок. Теперь и следов не осталось. На самом деле Поляной то погибшее прибежище можно было называть лишь лет тридцать-сорок тому назад. Открытое пространство, и без того маленькое, давно заросло кустарником; подступы оказались завалены буреломом. Но на самом деле средоточием магии там была не сама Поляна, а болотце овальной формы, окружённое старыми берёзами, елями и дубами.
В том болотце жила душа леса, это был тайный ход в иной мир...




И теперь прудик в нынешнем лесу аукается с тем, погибшим, магическим болотцем, хотя полного тожества между ними нет и быть не может.
Но ощущения почему-то возникают сходные.

Погружение в природу )
cleofide: Persia, Louristan, 100-800 B.C. (Луристан)

У небесных сил случился безумный приступ щедрости, и нам, земнородным, были подарены четыре райских дня безмятежного тепла и покоя, аккурат совпавшие с выходными и первомаем...
Поскольку 2 мая - день учебный, то первого мы пошли прогуляться недалеко.
К пруду близ деревни Гадюкино (это я её так зову, и недаром).
На пруду была тишь, гладь и божья благодать.




Мы расстелили плащ-палатку и раскинули сидушки на этом берегу, понаслаждались видом на дивную бирюзовую воду, а потом решили полюбоваться ближайшими окрестностями.



То берёзка, то рябинка...
А что это там под берёзкой такое длинненькое и пёстренькое?..

Змеефобам лучше не смотреть... )
cleofide: (Default)
Что-то я замоталась и упустила отметить памятное событие:
25 апреля в КЗЧ впервые в России прозвучал "Тезей" Генделя.
И как прозвучал!
Tutti bravi:

Оливия Фермойлен (меццо-сопрано, Нидерланды)
Анн Халленберг (меццо-сопрано, Швеция)
Катерина Каспер (сопрано, Украина-Германия)
Оуэн Уиллеттс (контратенор, Великобритания)
Константин Дерри (контратенор, Украина-Испания)
Катарина Рукгабер (сопрано, Германия)
Игорь Подоплелов (баритон)
Государственный академический
камерный оркестр России
Дирижёр – Федерико Мария Сарделли (Италия)

Причём в оркестре-то - все свои люди, да какие люди! Филипп Нодель, Ася Гречищева, Станисав Грес, Катя Назарова, Светлана Рамазанова, Илья Пашинцев...

И особое спасибо - Михаилу Фихтенгольцу, который это всё затеял и устроил, привёз такое созвездие певчих птиц высокого полёта и учинил пиршество для слуха, духа, ума и сердца.

А на сайте филармонии висит запись, и кто пропустил концерт, могут посмотреть и послушать тут.





cleofide: (Default)
Очередной саморекламы пост...

Записана передача на Радио России о Генделе в связи с выходом моей книги в серии ЖЗЛ.
Говорили со Львом Малхазовым о личности Генделя, об изменившемся на нашей памяти восприятии его музыки, о превращении немецкого композитора в английского и о многом прочем.


Для полуночников: можно послушать эфир 30 апреля в 00-10.
Для жаворонков: передача будет выложена на сайте Радио России через пару дней после эфира.

Спасибо Льву Малхазову!

 

"Барочная практика" посвящена музыке одноименной эпохи и ее аутентичному исполнительству. Автор и ведущий Лев Малхазов.



cleofide: (Default)
Друзья, коллеги, читатели:
московское издательство "Музыка" продаёт последние десятки экземпляров полного комплекта нового издания писем Бетховена в 4 томах.
Поскольку переиздание такого большого, дорогого и чрезвычайно трудоёмкого проекта на нашем веку вряд ли реально, то всем желающим рекомендуется приобрести его либо лично, в магазине при издательстве (Б. Садовая, д. 2/46 - подробнее см. на сайте), либо сделать заказ по почте или по интернету (на сайте эти возможности также разъяснены и все координаты даны).





Скидка обещана не только студентам, но и преподавателям Московской консерватории.
Конечно, сумма немалая. Однако для такого издания она не чрезмерна - чуть больше тысячи рублей за каждый из объёмистых томов.
Если кому-то кажется, что можно купить только четвёртый том, который никогда ранее не выходил, а три предыдущих использовать в прежнем издании, начатом Н.Л.Фишманом (1970, 1977, 1986), то это не совсем правильно. Ценность фишмановского издания неоспорима - в своё время оно было самым полным в мире (не считая так и не вышедшего тогда последнего тома). Я сама питаю особую нежность к тем старым томам, зачитанным до потёртостей, испещрённых пометками и обильно переложенных закладками.
Однако после 1986 года многое изменилось: обнаружились неизвестные ранее письма или автографы известных, но публиковавшихся ранее по неточным копиям или в неполных вариантах; были пересмотрены многие датировки, выяснены сведения об адресатах (даты жизни, полные имена, и т.д.). Этим и была обусловлена необходимость нового издания всех томов, а не только недостававшего четвёртого. Теперь есть возможность приобрести сразу весь комплект.








cleofide: (Default)
Музыкальная жизнь в Москве, как известно, бурлит на все лады, напоминая роскошный пир во время чумы: в один день дают по нескольку концертов и спектаклей, на которые хотелось бы попасть...

В пятницу 14 апреля я соблазнилась эксклюзивом: в лютеранском соборе Петра и Павла давали ораторию Гайдна "Семь слов", причём в сочетании с "литургией теней" (так это было названо устроителями).




Тексты семи последних изречений Христа, отрывки из Евангелий и проповедь читались священниками в приглушённом освещении; после каждого чтения гасилась одна из свечей на алтаре, а в самом конце в соборе воцарялся если не совсем полный мрак, то полумрак. Конечно, не Кадис 1786 года, но обстановка, приближенная к аутентичной.
Правда, в Кадис Гайдн отправил чисто инструментальный вариант. Оратория на эту же музыку появилась лишь в 1796 году, и она вовсе не предназначалась для литургического использования. Но лютеране - народ, достаточно свободно относящийся к таким вещам. Если уж сам Лютер брал в церковь всякие шлягеры 16 века, то уж Гайдна - сам Бог велел.

Ораторию исполнили хор, камерная капелла Soli Deo Gloria под управлением художественного руководителя и дирижёра Олега Романенко. Солисты: Ольга Шошина, сопрано; Полина Шамаева, меццо-сопрано; Юрий Ростоцкий, тенор; Вадим Зарипов, бас

Капелла, нужно сказать, была уж очень камерная. Совсем без духовых (а в оратории у Гайдна они есть).
Вдобавок почему-то всю дорогу фальшивили скрипки, особенно первая.
Хор и солисты пели очень прилично.
Весь текст исполнялся на русском языке.
Мне это было слышать несколько непривычно, но таков был замысел: текст должен был доходить до всех присутствующих, поскольку целое замышлялось как богослужение, а не просто концерт.

--

В пасхальное же воскресенье в филармонии, в КЗЧ, при аншлаге состоялось исполнение "Мессии"  Генделя.
Играл ансамбль "Матеус", созданный и возглавляемый Жаном-Кристофом Спинози.

Сабина Пуэролас (Испания)
Дэвид Дикью Ли (Канада)
Топи Лехтипуу (Финляндия)
Луиджи ди Донато (Италия)
Вок. анс. Интрада (Екатерина Антоненко)









Спинози кого-то очаровал, кого-то шокировал своим прошлогодним хулиганским "Ксерксом".
Теперь все ждали, что же он такое сделает с "Мессией".

Увы... )
cleofide: (Default)



Один из бесспорных шедевров Тульского областного художественного музея - изображение Христа и апостолов работы неизвестного немецкого мастера 15 века.
Никаких подробностей о том, как эта вещь попала в Тулу, аннотация не сообщает.
Возможно, ратитет был привезен кем-то из дворян, ездивших в Германию или связанных узами брака с немецкими аристократами.







Рассмотреть )
cleofide: (Default)

Георг Фридрих Гендель скончался утром 14 апреля 1759 года - это была тогда суббота Страстной недели.
Через неделю его похоронили в Вестминстерском аббатстве, как он того пожелал.
Но из Вестминстера у меня соответствующих фотографий нет.
А из Галле есть.
Стало быть, нам предстоит медитативная, благочестивая и познавательная прогулка на старинное городское кладбище Галле - Штадтготтесаккер.
Я не так чтобы очень любила посещать некрополи, но сходить именно сюда мне порекомендовала дама из Мариенкирхе: "О, непременно там побывайте, это очень красивое место!"...
И вечером 21 июля минувшего года я туда отправилась - пешком, ибо все достопримечательности города в пешей досягаемости, и от моей гостиницы идти на кладбище было от силы минут десять...






Расположено оно на улочке с соответствующим названием.
На карте я отметила кладбище галочкой.

Кстати, о картах...
На второй день пребывания в Галле я, видимо, выглядела уже настолько в доску своей, что у входа на кладбище ко мне обратился некий немец-турист с вопросом, как куда-то пройти (или проехать).
Такие вещи меня всегда радостно изумляют.
Я ему на чистом немецком языке ответила, что я, извините, сама не местная, но зато у меня есть карта! 
Карту вытащили, раскрыли, пункт нашли, довольный дяденька удалился.
А я пошла в некрополь.


 Галле Кладбище карта.jpg


Тишина и благодать )
cleofide: A white peacock in Prague, my photo 2016 (Praha White peacock)

Шли мы нынче по сельской местности с целью просто погулять...
Вдруг мой глаз-алмаз заметил что-то странное.
На берёзе над канавой висела вроде как меховая шапка?...
Нет, не шапка!




Котиков вам в ленту... )
cleofide: (Default)

Сегодня обещали жуткую погоду, но обманули: она была прохладной, но солнечной.
И дикая хозяйка, без колебания покинув мыслильню, рванула в ближайший лес.







Про лягушачьи забавы и типажи )
cleofide: (Грац Дев с книг)
К сведению всех интересующихся: вышел в свет Гендель.




ГЕНДЕЛЬ ЖЗЛ ОБЛОЖКА

Кириллина Л. В. Гендель / Лариса Кириллина. — М.: Молодая гвардия — 2017. — 479 [1] с.: ил. — (Жизнь замечательных людей сер. биогр.; вып. 1634).


Купить по оптимальной цене или заказать можно в собственном магазине при издательстве -
+7 495 787 63 85
Москва, Сущёвская ул. 21  (идти пару минут от Менделеевской и минут пять от Новослободской).

Книга, несомненно, на днях поступит во все крупные магазины, но там будет стоить дороже. Москвичам, думаю, есть смысл доехать до издательского магазина, тем более, что там можно прикупить и других интересных книжек (например, "Бородина" Анны Булычовой, "Листа" Марии Залесской или что-нибудь ещё для души).
cleofide: (Ифигения у алтаря)
Я долго держалась.
Я не хотела уходить из ЖЖ.
Нынешний ночной переворот, осуществлённый СУПом, вынуждает задуматься о том, чтобы это наконец сделать.
Потому что подписывать какие-то обязательства перед СУПом каждый раз, входя в свой аккаунт, я не желаю.
Насколько я смогла понять, теперь клятва лояльности требуется от всякого, кто хочет просто прочитать пост в чужом блоге, не авторизуясь.
Каждый раз и каждый день - пятикратное "Куу!"...
И не просто "Ку". Там есть пункты вовсе не безобидные - насчёт 3000 посетителей в сутки, например. Откуда я знаю, сколько их ? Я не заглядываю в статистику посещений. И кто гарантирует, что доблестные органы не устроят атаку ботов, после чего потащат меня или другую доверчивую дурочку в суд за то, что я не заявила о себе как о СМИ?..
Знаешь, СУП, это уже совсем беспредел, изъясняясь понятным вашей шайке языком.
Я не доверяю этой организации и когда-то заводила свой журнал вовсе не под их "крылом".
Уничтожать аккаунт я пока не буду.
У меня была резервная площадка на Дриме. Попробую её реанимировать и перенести туда контент.
Рассмотрю также другие варианты.
В любом случае, мой контент мне дорог, и просто так уничтожать ЖЖ я не буду.
Читателей оповещу.
СУП мечтал отхватить жирный кусок рунета - останется ни с чем.
Почти все приличные люди отсюда уже ушли или стремительно уходят.
Или задача была совсем удушить ЖЖ?
Ну, тогда дело в шляпе.
cleofide: (Грац Дев с книг)
Выкладываю свой перевод стихов "Песни о земле" Малера.
Может, кому пригодится.

Иллюстрация: Китай. Столик для рукоделия (19 век). Фрагмент столешницы. Тула, Областной художественный музей. Фото автора.

IMG_6784 — копия
Стихи... )

Profile

cleofide: (Default)
cleofide

September 2017

S M T W T F S
     1 2
3 456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 12:13 am
Powered by Dreamwidth Studios