cleofide: (Default)
[personal profile] cleofide
 Посмотрела на днях "Тангейзера" в постановке Ромео Кастелуччи из Баварской оперы.
http://www.arte.tv/de/videos/075311-001-A/tannhauser-und-der-sangerkrieg-auf-der-wartburg

Сперва пыталась смотреть прямую трансляцию из Мюнхена, но почему-то она у меня шла с зависаниями, даже в Москве с хорошим интернетом, что сильно раздражало. А вдобавок я была вдребезги больная и досидеть до двух с лишним часов ночи у компьютера просто не смогла.
Спасибо умельцам - быстро выложили в интернет, я скачала и посмотрела заново уже в спокойной обстановке.

И... не понравилось.
Не потому, что у меня вызвала неприятие режиссерская трактовка сюжета, а потому, что я этой самой трактовки там вообще не обнаружила. Не поняла, что и зачем делается на сцене. 

При этом френды ведь знают, что я никоим образом не враг ненавистной многим "режоперы". Я не имею ничего против переосмыслений и модернизаций известных сюжетов. Напротив, убеждена, что поставить "так, как написал композитор" - нельзя. Это утопия и иллюзия. Из таких постановок мгновенно улетучивается воздух. Кому будет лучше, если Тангейзер со товарищи выйдут в аутентичных средневековых костюмах? Это разве опера про костюмы? Она про коллизию искусства, свободы и любви. И про столкновение на этой почве двух мощнейших архетипов европейской культуры: языческого и христианского. Всё это можно представить совершенно по-разному. Лишь бы - осмысленно.

Увы, мне показалось, что никакой осмысленности в спектакле Кастелуччи нет. Поначалу что-то такое проглядывало, но во втором акте стало скучно, а третий был совсем невыносим. 

Видеоряд увертюры - построение и упражнения в стрельбе юных дев-лучниц - само по себе очень красиво, но при чём тут Тангейзер и Венера? У меня создалось впечатление, что они из другой оперы - из "Ифигении в Тавриде", что ли, или из "Древа Дианы" (которое, кажется, нигде уже не ставится). Юные воительницы, невзирая на обнаженные перси, совершенно асексуальны. Это отряд Артемиды, а никак не Афродиты. Но в кого они целятся и стреляют? Чей там глаз и чьё ухо в кругу, висящем над сценой? И зачем так долго всё это происходит?..

Венера в стиле палеолитических богинь плодородия - ход интересный. Но почему этой матери всей живущей материи так интересен и нужен именно Тангейзер? Он, что ли, оплодотворяет её и даёт жизнь монстрам, сгусткам плоти, копошащимся возле могучих телес богини? И ему это нравилось, а потом вдруг надоело, да?.. Странно, нелогично, непонятно. 

Зачем товарищи-миннезингеры мажут Тангейзера кровью убитого ими оленя? Кстати, этот приём вымазывания кровью (причём из ведра) уже был в другом "Тангейзере" (кажется, в Ла Скала)? Показать, что он такой же, как они? А Вальтер - он разве тоже кровавый маньяк? Ведь нет же, он нежный и пушистый. Так зачем им мазаться? 

Аня Хартерос в роли Елизаветы была очень хороша, но первый монолог оказался скучным. Ну, вышла в зал, ну, спела концертный номер... Что в этом такого? И зачем на ней платье с апликацией в виде обнажёнки? Символ, что "девушка созрела"? Приём, бьющий в лоб - и мимо... 
Потом пошло вообще чёрт те что. Опять гологрудые девы-лучницы (тут - блондинки), ещё какие-то как бы голые девы на первом плане перед рядами рыцарей (что за девы, откуда?), обрубки пластиковых ног (пилигримы?), обстановка операционной во время состязания певцов... Всё никуда, всё мимо, всё вразрез с музыкой. Кульминационный скандал - гимн Венере - скандальным вовсе не воспринимался. Ну, потемнел экспериментальный куб с какой-то странной химической бякой внутри. Так он и до того темнел, когда пели про оружие. 

В третьем акте - вообще кладбищенская фантасмагория. Привозят и укладывают на лафеты каких-то покойников (причём на лафетах появляются имена не оперных героев, а певцов - по-моему, это несколько за гранью допустимого). 
Я всё ждала финального появления Венеры. Как она будет соблазнять Тангейзера и как у неё получится передвигаться в своём монументально-палеолитическом костюмчике с грудями до колен и бутафорскими ногами как у слона, больного водянкой.
Увы... Никак. Пшик. Что-то пропела на заднем плане, но сама не показалась.

Бедный "Тангейзер". 

До сих пор наиболее убедительным из виденных мною спектаклей я бы назвала постановку в МАМТ, где тоже, конечно, были поводы для критики, но была (собственно, есть!) и концепция, и красота, и убедительная игра певцов. 





From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

cleofide: (Default)
cleofide

July 2017

S M T W T F S
      1
2345678
910111213 1415
16 171819 202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 26th, 2017 10:35 am
Powered by Dreamwidth Studios