cleofide: Cesare Bacchi (Italiana)
[personal profile] cleofide
Очередной блистательный концерт в КЗЧ - часть долгоиграющего проекта Филармонии и лично Михаила Фихтенгольца по внедрению в музыкальный обиход московитов божественной музыки Генделя в исполнении лучших зарубежных отечественных артистов.

Вчера это были англичане - чудесный контратенор Йестин Дэвис и дирижёр Лоуренс Каммингс, а с нашей стороны - ГАКОР (худ. рук. Алексей Уткин), который вообще-то даже не столько оркестр, сколько содружество солистов. 




Звучал исключительно Гендель.

Программа:

Фрагменты из оперы «Партенопа» (HWV 27):
Увертюра
Ария Арсаче (“Sento amor con novi dardi”) из I действия
Ария Арсаче (“Ch’io parta? Si crudele”) из III действия
Ария Арсаче (“Furibondo spira il vento”) из II действия
Concerto grosso си-бемоль мажор, соч. 3 № 2 (HWV 313)
Две арии Ринальдо из оперы «Ринальдо» (HWV 7)
Ария (“Cara sposa”) из I действия
Ария (“Venti turbini”) из I действия

***

Фрагменты из оперы «Роделинда» (HWV 19):
Речитатив и ария Бертарида
(“Pompe vane di morte… Dove sei, amato bene”) из I действия
Ария Унульфа (“Fra tempeste”) из II действия
Фрагменты из оперы «Юлий Цезарь в Египте» (HWV 17):
Увертюра
Ария Юлия Цезаря (“Va tacito e nascosto”) из II действия
Фрагменты из оперы «Роделинда»:
Увертюра
Ария Бертарида (“Con rauco mormorio”) из II действия
Ария Бертарида (“Vivi tiranno”) из III действия
На бис: ария Давида ("O Lord whose mercies numberless") из оратории "Саул" (I акт).

Запись концерта можно посмотреть и послушать  на сайте Филармонии








Это был вечер чистого музыкального наслаждения. 
Голос у певца не очень большой, и потому наиболее органично для него амплуа благородного лирического героя, хотя с колоратурной техникой тоже всё в порядке - все бравурные арии и изящные украшения в репризах звучали непринуждённо и сладостно. 
При этом всюду господствовала аристократическая сдержанность. Всякий музыкант, разумеется, хочет нравиться публике, но тут возможны разные манеры выражения этого желания. Кто-то заигрывает с залом, кто-то обставляет сольный концерт почти как шоу, и в этом нет ничего предосудительного. В данном же случае концерт был именно концертом: Дэвис не пытался на ходу перевоплощаться в восточного принца Арсаче, безбашенного тинэйджера Ринальдо, царственного страдальца Бертарида или умудрённого политика Цезаря. Всюду господствовала примерно одна и та же манера - сердечная, искренняя, но сдержанная в выражении контрастных аффектов, наполненная тонкими, "перламутровыми" нюансами (как живопись Гейнсборо), апеллирующая не столько к экспрессии, сколько к красоте во всех отношениях. Так, Дэвис отлично владеет филировкой звука (messa di voce), со вкусом использует этот приём на длинных нотах, но не злоупотребляет им, то есть не превращает в акт самолюбования. А сколько нежнейших нюансов было в почти декламационной арии "Ch' io parta?" - душа просто таяла от блаженства. Каждая фраза воспринималась как маленький шедевр, притом, что ария отнюдь не распадалась на части и слушалась на едином дыхании.  

За "живописную" сторону исполнения во многом отвечал оркестр, вдохновенно и с явным удовольствием направлявшийся Лоуренсом Каммингсом, сидевшим за клавесином. Все инструментальные пьесы (увертюры и кончерто гроссо) прозвучали безупречно - стильно, блестяще, с полным пониманием генделевских форм и всех их элементов - логики введения имитаций, украшений, дублировок, соло, тутти и т.д. 

Солисты-инструменталисты отличились и в некоторых ариях. 
"Venti turbini" из "Ринальдо" - головокружительно трудная вещь не только для певца, но и для скрипки и фагота, изображающих эти самые крутящиеся ветры (маленькие смерчи!). В ГАКОР звуковые завихрения с нечеловеческой скоростью и точностью исполняли две прекрасные юные дамы - скрипачка Екатерина Назарова и фаготистка Анастасия Батракова.










Хотя духовиков во главе с Филиппом Ноделем посадили в глубине сцены, они составляли важнейшую часть общей звуковой картины. 
Гендель, как известно, обожал гобой и писал для него сольные лакомые кусочки везде, где только мог - и в увертюрах, и в кончерти гросси ор.3, и в ариях (что бы делал Бертарид в последней арии без гобоя?)... Филипп был великолепен. Но ведь он и его коллеги играли ещё и на флейтах (в пасторальной арии Бертарида)! Для 18 века эта практика была нормальной, сейчас же, наверное, такое делают лишь аутентисты. 

Помимо прочего, оркестр был украшен звучанием теорбы и барочной гитары в руках неизменной Аси Гречищевой. В арии Давида теорба изображала арфу, которая там по идее должна была бы присутствовать. И вышло это прекрасно. 





Единственным номером программы, где приходилось волноваться -  получится или нет? - была знаменитая ария Цезаря с солирующей валторной. Без валторны - никак, а с валторной почти всегда какие-то проблемы. Не обошлось без них и тут, и хотя в конце концов всё закончилось благополучно (а часть публики могла и не заметить накладок), напряжение ощущалось. Поскольку Дэвис во время исполнения этой арии стоял слева, а валторнист - справа, создавалось ощущение, будто валторнист воплощает того самого царя Птолемея, против которого обращён  тихо закипающий гнев Цезаря, облеченный в форму охотничьей аллегории. Это было занятно. 




Но в целом, похоже, все остались довольны друг другом.




Вечер удался!
Из публики Йестину Дэвису преподнесли не только цветы, но и какой-то довольно внушительный подарочек, которому он немало удивился.
Видимо, и в Москве у него есть фанаты. 



А вообще....
Гендель, 18 век, цари и герои, кастраты (или, как ныне, контратенора) - а от контекста отрешиться невозможно.
Был ли какой-то умысел, кроме чисто музыкального, в том, чтобы закончить программу арией Бертарида, обличающей узурпатора ("Vivi, tiranno"), и арией Давида - молитвой за исцеление души сходящего с ума от злобной зависти царя Саула?.. 
Может, и не было.
Обе партии - из репертуара Дэвиса, и каждая в своём роде - коронный номер.
И, кстати: если  ГАБТовская "Роделинда" ещё свежа в памяти, то "Саул" в Москве не звучал с прошлого века, когда его привозил Хельмут Риллинг. 
Чем не идея?.. 

 

Profile

cleofide: (Default)
cleofide

September 2017

S M T W T F S
     1 2
3 456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 25th, 2017 06:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios