cleofide: (Default)
[personal profile] cleofide

Вчера в БЗК открылся фестиваль Magister Ludi, посвященный Карлхайнцу Штокхаузену.
Все дни до 1 июня включительнов консерватории будут проходить мастерклассы (утром и днём) и концерты (вечером в РЗК).
К сожалению, из-за занятости я не смогу быть всюду.
Но на открытие нельзя было не прийти.





Штокхаузен приезжал в Москву в 1990 году. Но тогда в консерваторию его не пустили. Перестраховались. Концерты давались в ДК МГУ на Воробьёвых горах, и зал был битком.
Сейчас - полное раздолье и.... почти пустой БЗК.
Неактуальный тренд, видимо.
Между тем, студентов консерватории обещали пускать бесплатно, по зачёткам. Соблазнились немногие. Да и профессуры было раз, два и обчёлся.



Проректор Константин Владимирович Зенкин открывает фестиваль вступительным словом.
В курсе зарубежной музыки именно он читает у музыковедов Штокхаузена. Так что он тут не просто ради формальности.




Выдающаяся личность - Катинка Пасвеер, великолепная флейтистка (в 1990 году она выступала самолично), муза и спутница Штокхаузена, а ныне - директор его фонда.





Звукорежиссёр - не последний человек в этом действе. Без него совсем никак. Опять же, в 1990-м за пультом сидел сам маэстро Штокхаузен. Как жаль, что тогда у меня (да и ни  у кого из окружающих) не было цифровой камеры...



После речей устроителей и небольшой вступительной пьесы Tuerin (как бы разные двери, ведущие к небесным вратам) состоялось главное событие дня - исполнение большого произведения Inori (1973/74) - "Поклонения".
Оркестр, конечно же, мобилизовать было невозможно, партитура давалась в звукозаписи.
Особенность Inori - непременное участие актера-мима, который жестами ведёт свою партию. Эти жесты - молитвенные, и взяты они из самых разных религиозных мировых практик.
Пламенный энтузиаст творчества Штокхаузена, стажировавшийся в своё время у маэстро - Михаил Трофимович Просняков (он слева) - неоднократно выступал в роли мима в Инори. Но существует также авторская версия с участием трёх мимов, и эта диковина была нам представлена вчера вечером.
В исполнении участвовали, помимо Михаила Проснякова, Алан Луафи (Франция - Швейцария) и Агнежка Кус (Польша - Германия).
Зрелище было фантастическим и завораживающим, хотя и требовавшим от публики максимальной концентрации внимания (некоторые не выдерживали и уходили).
Все три мима должны были почти везде выступать синхронно. То есть помнить всю партитуру жестов наизусть. А это 70 минут музыки. Из них первые примерно полчаса мимы сидят по-японски, на пятках. Это для человека, не выросшего внутри восточной культуры, довольно трудное испытание. А выглядело всё очень естественно, и смены поз происходили легко как дыхание - такое пластическое legatissimo.






Немногочисленная,но искушенная публика наградила артистов заслуженной овацией и щедрыми дарами в виде букетов.



Записать Инори  целиком на моей технике вряд ли бы получилось, да и мне самой это мешало бы смотреть и слушать.
Но фрагментами я кое-что писала. Один из них выкладываю тут. Это где-то ближе к кульминации, поэтому жесты довольно динамичны и экспрессивны.



 
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

cleofide: (Default)
cleofide

September 2017

S M T W T F S
     1 2
3 456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 12:11 am
Powered by Dreamwidth Studios